Руководитель спортивного клуба «Игра Гравитации», чемпион мира по спорту сверхлегкой авиации и рекордсмен мира по дальности и продолжительности полетов на двухместном паротрайке Игорь Потапкин, а также призер чемпионатов России, рекордсмен мира по сверхдальнему и продолжительному полету на аэрошюте Игорь Коновалов пообщались с московскими школьниками в Музее Победы. Встреча состоялась в рамках работы выставки «Герои неба», посвященной летчикам Великой Отечественной войны. В интервью РИА «Победа РФ» Игорь Потапкин и Игорь Коновалов рассказали о спорте сверхлегкой авиации и своих экспедициях.
— Сегодняшняя встреча проходила в рамках работы выставки «Герои неба», экспонаты для которой предоставлены школьными музеями нескольких регионов нашей страны. Насколько, по вашему мнению, важно сохранять память о Героях?
Игорь Коновалов: Очень важную работу школа проводит. Это очень громадная работа, и она очень нужна. Это патриотическое воспитание наших детей. Это дает школьникам ощущение причастности. Они понимают, что есть Родина, есть защитники. И я считаю, что это помогает, конечно, воспитывать подрастающее поколение. И СВО нам показала, сколько у нас героев среди молодых людей.
Я как гвардии майор полка «Нормандия — Неман», то есть 18-го гвардейского, часто участвую в школьных мероприятиях. Самое ценное, что во многих школьных музеях все это начиналось еще в 60-е годы, когда были живы те герои, они встречались со школьниками. Французы в то время часто прилетали. Даже мне довелось с ними встречаться. Есть у нас несколько французов, которые российское гражданство даже получили и живут здесь. Это как раз те люди, которые чтят Победу, чтят своих героев. Во Франции на самом деле очень чтят летчиков «Нормандии — Неман». У них там тоже есть музеи.
— Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями о Музее Победы.
Игорь Потапкин: Попадая сюда, ты как раз прикасаешься к тем подвигам, к тем людям, потому что здесь история оживает. Дети узнают о том, что происходило тогда, о подвигах, которые совершались во время Великой Отечественной войны. Наш клуб тоже проводит различные патриотические и культурные мероприятия для детей. В День Победы мы делаем парад, летом проводим различные фестивали. В День защиты детей организовываем фестиваль «В гостях у Карлсона». Почему Карлсон? Потому что этот персонаж тоже летает. Мы проводим показательные полеты и даем даже попробовать. Потому что надел параплан, потрогал, пощупал — уже интерес возник у ребенка. А когда надеваешь подвесную систему, поднимаешь крыло, он бежит, управляет. То есть «оживляем», такой интерактивный урок получается.
— У вас были крупные экспедиции, среди них «Перелет-2020», в ходе которого был поставлен мировой рекорд по продолжительности. Расскажите о них.
Игорь Коновалов: В 2020 году состоялся двухмесячный перелет через всю страну на мотопланере, в ходе которого мы преодолели рекордные 9700 километров, долетев до Владивостока. Перелет был посвящен 75-летию Победы. Были, конечно, сложности. Представляете, вы летите каждый день, у вас квест — найти площадку для посадки, потом еще с нее взлететь, дальше полететь. Заранее очень сложно все просчитать, потому что очень много факторов, влияющих на полет. Зато уже на обратном пути нам удалось полетать с флагом и георгиевской лентой в Амурской области, на границе с Китаем. Также мы пролетели с георгиевской лентой над космодромом Восточный. А через два года мы полетели уже с севера на юг, от Белого моря к Черному. И там я сделал рекорд беспосадочный — 1062 километра. Также у нас было путешествие в 2023 году — «Байкальская кругосветка», когда мы облетели по кромке Байкал. Еще у Игоря было путешествие с Федором Конюховым на Северный полюс. То есть представляете, мы пролетели над всей страной и посмотрели ее сверху. Всю нашу необъятную страну! Причем это с запада на восток, с севера на юг.
— Игорь, расскажите о вашей экспедиции на Северный полюс с Федором Конюховым. Вы поставили мировой рекорд. Что было самое сложное в этом перелете?
Игорь Потапкин: В 2024 году, в июне, мы с Федором Филипповичем долетели от Земли Франца-Иосифа до Северного полюса в двухместном паралете, проведя в небе 10 часов, и сделали посадку. На самом деле было все сложное: подготовка, сам полет. Потому что освоение Арктики на летательных аппаратах — это сплошные катастрофы. Из-за чего? Очень влажный воздух — обледеневают летательные аппараты и, соответственно, терпят катастрофу. У нас было то же самое — мы обледенели, но благо, что мы были уже готовы. Вообще, риски были сплошные — от навигации до посадки. Взлет был непростой. Полные баки, нужно было найти льдину соответствующую, потому что ледокол двигался и искал подходящий лед. Льдина должна быть определенных размеров, потому что летний лед весь в трещинах, в торосах, в лужах. Нужно было найти подходящее место, взлететь, поднять. И нижний край облачности 80 метров, верхний — 400. Мы за облаками процентов, наверное, 80 летели. То есть ничего не видно. Ну и ориентирование — ты читаешь цифры широты, долготы и по цифрам ведешь навигацию. То есть это не ориентиры на Земле, потому что там ориентиров нет. Безориентированная местность. Нужно было прилететь в сектор и взять этот сектор через полюс. Не мимо него, а именно в сектор Северного полюса зайти. Дальше уже совершали посадку. На посадке был очень сильный ветер, нас там таскало, кувыркало. Когда садились — вокруг трещины, аппарат может кувырком пойти, как угодно. Мы на льду толщиной 2 метра, но подо льдом 4 километра глубины. И еще сутки мы ждали ледокол, который нас забирал. Но это было такое приятное ожидание, находясь на Северном полюсе.
— А какое должно быть состояние здоровья, чтобы проводить столько часов в небе?
Игорь Коновалов: Я могу так сказать: на этих аппаратах просто физически здоровый, обычный человек может летать. Когда я в училище поступал, там очень жесткий отбор был по здоровью. Здесь — нет. Здесь и в очках люди летают, кто со слабым зрением. Этот аппарат позволяет всем, у кого была мечта, но она не осуществилась, летать.
— Поделитесь вашими планами на 2025 год.
Игорь Потапкин: В этом году мы делаем георгиевскую ленту длиной 80 метров и летим от Каспийского до Черного моря, вдоль Главного Кавказского хребта от начала до конца. То есть именно где он начинается и заканчивается, мы планируем пролететь. Это будет в сентябре.
#нп