Развитие Советского Союза постоянно требовало наращивания производственных мощностей. Острым вопросом было ускорение строительства предприятий, направленных на развитие системы железных дорог, столь важных для работы экономики в большом государстве.
В 1931 году в район Нижнего Тагила прибыли первые группы рабочих, которым предстояло возвести здания будущего промышленного гиганта — «Уралвагонзавода». До этого была проведена большая работа проектировщиков, завод разрабатывался огромной командой советских специалистов. Хотя некоторые из них до этого получали образование за границей, а при проектировании во внимание принимались самые современные иностранные системы производства, процесс создания итогового проекта происходил при участии исключительно советских граждан, став одним из первых полностью отечественных инженерных проектов такого масштаба.
Рабочим пришлось трудиться в очень тяжелых условиях, возникали проблемы с проживанием людей, непростыми были климатические условия. Но в 1936 году завод начал работу, и уже 11 октября был выпущен первый вагон.
В годы Великой Отечественной войны завод стал центром, на основе которого происходило возобновление работы предприятий, эвакуированных из захваченных войной областей. Этот комплекс заводов начал трудиться на благо Родины — основным направлением стало производство танков. Нижний Тагил стал одним из основных поставщиков бронетехники, и в частности танков Т-34, для советских войск; с декабря 1941 по февраль 1944 года их было выпущено 15 013 штук. С марта 1944 года завод приступил к производству новейших Т-34-85. Часть рабочих отправилась на фронт в составе танковых экипажей.
После разгрома Германии и завершения войны завод начал возвращаться к мирным условиям работы. Но огромный опыт дал основу для расширения рамок производства — выпуск танков не был прекращен, завод отправлял в войска танки Т-54, затем Т-55, Т-62, Т-72 и их модификации.
И сегодня «Уралвагонзавод», сумевший выдержать тяжелые испытания после развала Советского Союза, остается главным производителем танков для российской армии. Их машины, как современные, так и прошедшие модернизацию советские образцы, продолжают стоять на защите Родины.
Автор статьи: методист научно-методического отдела Музея Победы Петр Лагутин
#ак