В Музее-заповеднике героической обороны и освобождения Севастополя провели анализ журнала, который вели пленные медики концлагерного лазарета, действовавшего в Севастополе в годы немецко-нацистской оккупации. Ученые выяснили, что бойцы попадали в концлагерь с разных участков фронта, жизнь более трети из них оборвалась в Севастополе.
Журнал-список советских военнопленных, которые в 1942–1944 годах содержались в здании Севастопольской городской тюрьмы, где был развернут лагерный лазарет, передали в музей в 1967 году, его фрагмент включен в экспозицию дома-музея Севастопольского подполья. Но научный анализ документа начали проводить только сейчас.
«Подобное исследование проводится впервые и, несомненно, требует продолжения с подключением баз данных архивов Минобороны России. В данный лазарет раненые и больные военнопленные попадали как непосредственно из мест пленения, так и из других лагерей Севастополя, из Керчи и Джанкоя. Как место пленения, согласно записям в журнале, проходит как Севастополь, так и Кавказ, города Крыма, Краснодарского края, единичны случаи пленения в Сталинграде и Ленинграде», — рассказала заместитель директора по научной работе Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя Анна Селиванова.
Большинство пленных, которые попадали в лазарет, были младше 30 лет (32,35%) или в возрасте 30–40 лет (34,37%). По национальности большинство были русскими (46,29%) и украинцами (20,63%). Кроме этого, в данном журнале зарегистрированы представители еще более чем 20 народностей.
Большинство узников были рядовыми. Записи о представителях младшего офицерского и сержантского состава встречаются крайне редко. В лазарет узники поступали с различными диагнозами: безбелковый отек, анемия, дизентерия, колит, бронхит, малярия, сердечная недостаточность, ранения и другие.
С научной точки зрения журнал лазарета имеет очень большую ценность — этот документ создан в дни оккупации, причем не нацистами, отметила Анна Селиванова.
«Согласно копиям рассекреченных архивных документов, таких журналов было несколько, вели их сами медики, работавшие в лазарете (санитары), и это делалось с целью учета раненых и больных советских военнопленных и последующей передачи списков советским властям», — пояснила она.
Этот журнал был использован в 1947 году на Севастопольском судебном процессе над немецкими военными преступниками, который стал своеобразным аналогом Нюрнбергского процесса. В этом документе зафиксировано, что в лазарете погибли до 38% заключенных. Среди указанных медиками причин — крайне антисанитарные условия содержания узников, изнурение военнопленных голодом, выдача совершенно непригодных продуктов и вызванные этим тяжелые заболевания желудочно-кишечного тракта.
Оборона Севастополя началась 30 октября 1941 года, официальной датой ее окончания считается 4 июля 1942 года. Врагу, не рассчитывавшему на столь ожесточенное сопротивление, удалось взять город лишь с третьей попытки. Как считают историки, защитники Севастополя смогли на несколько месяцев задержать наступление гитлеровцев на Сталинград, оттягивая на себя значительные силы.
Оккупация города длилась почти два года, он был освобожден 9 мая 1944 года. По данным Всесоюзной переписи населения 1939 года, перед войной в городе насчитывалось 112 тысяч человек, после оккупации — немногим более 3 тысяч: кто-то успел уехать в эвакуацию, но многие жители погибли во время оккупации, были отправлены в концлагеря и расстреляны, направлены на работы в Германию.
Лазарет на базе Севастопольской городской тюрьмы был одним из нескольких концлагерей, которые нацисты устроили в городе.
После Великой Отечественной войны Севастополю присвоено звание города-героя, передает ТАСС.
Ранее сообщалось, что в годы Великой Отечественной войны на территории оккупированного Крыма нацисты организовали школу по подготовке диверсионных групп для последующей заброски на территорию Кавказа, следует из материалов, рассекреченных УФСБ по Крыму и Севастополю в рамках проекта «Без срока давности».
#ес