В Государственном музее истории религии 18 июля откроется фотовыставка из собрания Историко-этнографического и архитектурного музея-заповедника «Старая Сарепта» (город Волгоград) «Первая мировая: взгляд с фронта». Экспозиция включает около 50 фотографий из архива С. Б. Лебедюка, внука участника Первой мировой войны и военного фотографа Павла Ивановича Кардемского. Выставка приурочена к 110-летию начала Первой мировой войны (28 июля 1914 года).
Архив представляет собой коллекцию уникальных фотографий с Юго-Западного фронта Первой мировой войны, отправленных Павлом Ивановичем Кардемским своей невесте Александре Ивановне Ронжиной.
В экспозицию вошли снимки солдат и офицеров на фоне разных локаций: в лесу и около землянок, на пасеке, в окружения сестер милосердия, около военного госпиталя. Чрезвычайно интересными являются фотографии молебнов перед боями. Русская армия всегда отличалась веротерпимостью, поэтому в объектив фотографа попали не только православные священники, но и молитва на мусульманском празднике Курбан-байрам, мусульманский полк на марше. Особое место на выставке занимает репортажная фотография со сценами атак, работы артиллерии и подготовки оборонительных рубежей.
Павел Кардемский родился 1 августа 1888 года в городе Котельниче Вятской губернии в семье псаломщика. Образование получил в Вятской духовной семинарии. В 1909 году он был призван на военную службу и зачислен рядовым в 17-й стрелковый полк. В марте 1913 года П. И. Кардемский был уволен в запас. Боевая биография П. И. Кардемского началась в июле 1915 года, когда он был зачислен младшим офицером в 9-ю роту 40-го пехотного Колыванского полка.
В рядах 40-го Колыванского полка П. И. Кардемский принимал участие во многих крупных сражениях Первой мировой войны, в том числе в знаменитом Брусиловском прорыве летом 1916 года и Июньском наступлении 1917 года. За отличия в боях в декабре 1915 года П. И. Кардемский был награжден орденом Святого Станислава III степени с мечами и бантом, в феврале 1916 года — орденом Святой Анны III степени с мечами и бантом, а в сентябре 1916 года — орденом Святого Станислава II степени с мечами. 10 февраля 1917 года был произведен в поручики, а 29 мая 1917 года прикомандирован к штабу 10-й пехотной дивизии на должность командира комендантской роты. После Октябрьской революции 1917 года 10-й Колыванский полк был расформирован.
Военная фотография, которой увлекался П. И. Кардемский, появилась в период Крымской войны, но стала массовой во время Первой мировой войны. В каждом полку русской армии был свой фотограф. Как правило, военные фотографы имели обер-офицерский или штаб-офицерский чин.
В период Первой мировой войны зародился жанр фоторепортажа. Специфической чертой военного фоторепортажа начала XX века было сравнительно малое количество батальных сюжетов. Предпочтение отдавалось быту солдат и офицеров. Наиболее распространенными сюжетами военной фотографии периода Первой мировой войны были групповые снимки офицеров, солдат, фотографии военных частей, военной техники и оружия, госпиталей и раненых, сестер милосердия, военных молебнов, священников. Военные фотографы делали как постановочные, так и документальные фотографии.
Кроме выполнения работы фоторепортера военные фотографы фиксировали расположение и вооруженную мощь противника, проводили личную фотосъемку. Личные фотографии для военных были очень востребованной услугой, которую выполняли военные фотографы. Для родных и близких получить фотографию с фронта с изображением их отцов и сыновей было большой радостью.
Военные фотографии содействовали патриотическому подъему в России. Они были документальным свидетельством происходящих событий.
Ранее председатель Российского исторического общества (РИО), директор Службы внешней разведки (СВР) РФ Сергей Нарышкин заявил о том, что сохранение памяти о Первой мировой войне напоминает о том, что только единство делает Россию несокрушимой.
Также сообщалось, что в Ивановской области фамильный музей живой хроники рода Яковлевых («ЯМузей») создаст альбом из более чем 200 редких фотографий периода Первой мировой войны. Новый научный подход в отечественной историографии намерены применить историки Самарского университета имени Королева. Они изучат Первую мировую войну с точки зрения темпоральности.
Также сообщалось, что в Свердловском областном краеведческом музее имени О. Е. Клера (Екатеринбург) в рамках выставки «Забвению не подлежит» впервые представили оригиналы выпусков еженедельного художественно-литературного журнала «Искры» за 1915 год.
#ак