Согласно архивным данным, 29 июня 1667 года царем Алексеем Михайловичем был издан указ о создании первой государственной верфи в селе Дединово и строительстве на ней боевого корабля «Орел». Поэтому в этот день и празднуется День кораблестроителя.
Если обратиться к XX веку, особенно к истории Великой Отечественной войны, то стоит отметить, что кораблестроители сыграли важную роль в Победе.
За годы войны промышленность сдала советскому Военно-Морскому Флоту 170 надводных кораблей, включая два крейсера, а также 54 подводные лодки. И это не считая многочисленных катеров, понтонов, трал-барж и прочих плавсредств.
Было произведено более 3 тысяч ремонтов кораблей. Даже в блокадном Ленинграде верфи продолжали работу. Например, судостроительный завод имени А. А. Жданова (завод № 190, современная «Северная верфь») сдала шесть эсминцев проекта 7У, а заводы № 194 и № 196 (ныне — «Адмиралтейские верфи») — семь подводных лодок двух типов — Щ (средние) и К (подводные крейсеры).
С учетом интенсивных боевых действий на суше часть верфей переключились с флотской продукции на выпуск вооружения и военной техники для армейских частей. На заводе «Красное Сормово» в 1941–1944 годах одних только средних танков Т-34 произвели 9338. Снарядов, мин, авиабомб и гранат изготовлено более 4 миллионов штук.
Автор статьи: кандидат исторических наук, методист научно-методического отдела Музея Победы Дмитрий Кочетов
#мп