В Государственном историческом музее 2 июля откроется выставка, приуроченная к 50-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали. К юбилейной дате, которая отмечается в 2024 году, Фонд развития науки и культуры «Таволга» организовал ряд экспедиций по городам и поселкам БАМа, результат которых стал наполнением выставки, посвященной архитектуре и городам, появившимся благодаря строительству легендарной магистрали.
«Спустя 50 лет мы не перестаем восхищаться замыслом строителей Байкало-Амурской магистрали, и настало время оценить эту идею в комплексе: как был разработан архитектурный ансамбль, что сделано для организации быта людей в поселках и городах», — рассказала председатель Попечительского совета фонда Марина Бондарева.
«Для нас важно рассматривать БАМ как культурно-исторический феномен — но не застывший, а живой, меняющийся со временем. Этим проектом нашему фонду хотелось бы обратить особое внимание на сохранение наследия БАМа: уникальные модернистские вокзалы, скульптурные композиции, яркие мозаики и панно», — пояснила она.
Перед железнодорожниками стояла задача проложить ветку в экстремальных природно-климатических условиях по неосвоенным территориям Восточной Сибири и Дальнего Востока. Не менее грандиозная задача стояла и перед архитекторами — в кратчайшие сроки спроектировать связанную систему городов и поселков, с разработкой планировки и застройки каждого из них.
Строительство Байкало-Амурской магистрали связано не только с сооружением железной дороги, но и с созданием единой системы расселения — структуры протяженностью 3,5 тысячи км, состоящей из 47 поселков и городов, которые связывает общий архитектурный замысел. В проектировании этих населенных пунктов участвовали более 80 организаций из всех союзных республик, что сегодня представляет собой историческое наследие советских архитектурных школ — от Прибалтики до Дальнего Востока.
«Строительство БАМа — событие поистине исторического масштаба. Первые проекты транспортного освоения территорий Забайкалья и Приамурья появились еще в XIX веке. Но лишь в 1974 году был дан старт реализации масштабного амбициозного проекта, когда на XVII съезде комсомола БАМ был объявлен ударной стройкой. Став поистине общенародным проектом, объединившим добровольцев со всей страны, БАМ до сих пор овеян созидательной энергией советской молодежи», — отметил Алексей Левыкин, генеральный директор Государственного исторического музея.
Экспозиция будет состоять из двух разделов. Первый будет посвящен периоду строительства БАМа. В нем будут представлены предметы, которые во многом передают атмосферу быта строителей-первопроходцев 1970–1980-х годов. Так, одним из важных элементов архитектуры выставки станет «бочка» в натуральную величину, в которой жили строители магистрали. Здесь же будет раскрыта тема временных поселков — даже к строительству зданий, которые должны были прослужить всего несколько лет, привлекались профессиональные архитекторы.
Второй раздел экспозиции будет посвящен БАМу как грандиозному архитектурному проекту. В нем будут представлены схемы реализованных поселков, макеты вокзалов и копии проектных чертежей. Важной частью этого раздела станет фотоколлаж из мозаик и декоративных элементов, интегрированных в архитектуру зданий БАМа. Собранный и систематизированный материал позволит продемонстрировать всю грандиозность и масштаб Байкало-Амурской магистрали как архитектурно-градостроительного проекта.
«С одной стороны, Байкало-Амурская магистраль — это последняя крупная позднесоветская стройка, которая абсорбировала всю крупную архитектуру своего времени. С другой — эта великая стройка поражает воображение, когда ты понимаешь, какая урбанистическая идея за ней стоит. Это не просто строительство поселков, это крупнейший проект в истории России, в котором архитекторы спроектировали среду обитания для человека размером с пол-Европы! БАМ — это утопия, воплощенная в реальность. Он не вписан в историю российской архитектуры, и нам еще предстоит осмыслить этот феномен. На нашей выставке мы раскроем его по-новому и впервые об этом поговорим», — рассказал куратор выставки Марк Акопян.
На выставке будут представлены экспонаты из Музея истории Байкало-Амурской магистрали города Тында, Каларского историко-краеведческого музея, Краеведческого музея города Зеи, Усть-Кутского исторического музея и других.
Ранее сообщалось, что свыше 3 тысяч участников движения «Российские студенческие отряды» (РСО) будут работать на Байкало-Амурской магистрали (БАМ). В 2022 году была учреждена юбилейная медаль «50 лет Байкало-Амурской магистрали». А в Амурской области утвердили памятную дату — День бамовца.
Почта России выпустила почтовую марку, посвященную 50-летию с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Церемония гашения состоялась в городе Нерюнгри. Также сообщалось, что Банк России в серии «Исторические события» выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом в 3 рубля «50-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали».
Президент России Владимир Путин, выступая с речью в Кремлевском дворце, подчеркнул, что строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ) имело важное экономическое значение и вдохновляло на подвиги всю страну.
#ак