Около ста раритетов из коллекции музея-заповедника «Царское Село» отправились в путешествие по России. Большинство из них впервые покинули бывшую царскосельскую императорскую резиденцию. Масштабный передвижной проект «Рожденные дважды» рассказывает о том, каким был город Пушкин и знаменитый дворцово-парковый ансамбль после разрушений Великой Отечественной.
Первым выставку примет Волгоград: 26 апреля она откроется в музее «Память». Затем экспозицию увидят в Саратове и Казани.
Проект продлится более семи месяцев и завершится в декабре этого года.
«Мы благодарны российским музеям, которые откликнулись на наше предложение принять в своих стенах «Рожденных дважды». Эта выставка – о вечных ценностях, о силе человеческого духа, о спасенной красоте. Она напоминает о людях, благодаря самоотверженному труду которых стало возможным второе рождение царскосельского ансамбля», – рассказала директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.
Главные экспонаты – акварели и рисунки, которые хранятся в собрании музея-заповедника «Царское Село». Это важный художественный документ истории – более 30 работ ленинградских художников.
24 января 1944-го город Пушкин был освобожден от фашистской оккупации. А уже в марте 1944-го Государственная инспекция по охране памятников направила в только что созданную Дирекцию дворцов-музеев и парков г. Пушкина тех, кто зафиксирует состояние архитектурных шедевров. Сюда приехали молодые художники Александр Васильев, Нина Веселова, Ия Михранянц, Юрий Тулин, Леонид Хижинский и фотографы Михаил Величко, Сергей Гасилов, Илья Наровлянский. В их рисунках, набросках, акварелях и фотографиях предстала страшная картина разрушений. Многим тогда казалось, что возродить дворцово-парковый ансамбль невозможно. Материалов не хватало, художники работали в основном карандашом и тушью и лишь часть работ выполнили в технике акварели и гуаши. Они верили в то, что занимаются важным делом – созданием документальной хроники эпохи. Прямо на их глазах общая картина менялась: сохранившиеся фрагменты зданий очищали от завалов и мусора, воронки от бомб заполняли щебнем и землей. Природа тоже брала свое – уже весной 1944-го кусты сирени и жасмина стали скрывать следы разрушений.
Сюжеты для зарисовок выбирали совместно с сотрудниками музея: художники зафиксировали фрагменты интерьеров и фасадов Екатерининского дворца, Камероновой галереи, Агатовых комнат и других объектов. Всеобщее внимание привлек этюд Тулина «Атлант у Парадной лестницы», выполненный в технике гуаши. Полуфигура атланта на фоне искореженной дворцовой стены воспринималась как символ перенесенных страданий. И, несмотря на это, во всех работах ощущается поэтизированное восприятие увиденного. Они давали надежду на возрождение утраченной красоты.
Индивидуальное восприятие каждым художником общей для всех трагедии на выставке дополняют сохранившиеся подлинные фрагменты отделки царскосельских дворцов и павильонов. Среди них: дракон с крыши домика в Китайской деревне; фрагменты барельефов («Триумф Амфитриты», «Купающиеся наяды», «Нептун и Галатея») из павильона «Холодная баня»; фрагмент в виде коралловой ветви с Большого китайского моста; а также подлинная голова атланта времен Франческо Растрелли с фасада Екатерининского дворца, которую обнаружили во время реставрации Александровского дворца в 2020 году. Впервые за свою историю эти предметы покинули Царское Село.
О разрушениях царскосельского ансамбля и его возрождении свидетельствуют и другие экспонаты выставки – чертежи, документы, рукописные материалы, фотографии.
Искалеченный в годы войны Екатерининский парк был подготовлен к приему посетителей уже к летнему сезону 1945 года. Затем последовала сложнейшая и беспрецедентная работа по воссозданию дворцово-паркового ансамбля, которая продолжается и сегодня, сообщает пресс-служба музея-заповедника «Царское Село».
#от