Паровозный машинист депо Москва-Сортировочная Московско-Рязанской железной дороги, Герой Социалистического Труда Иван Федорович Панин родился 10 октября в 1912 году в деревне Средние Ростоки Арсеньевского района Тульской области.
20-летним юношей он пришел работать на станцию Москва-Сортировочная Московско-Рязанской железной дороги. Со временем стал машинистом, освоил маневровые и магистральные паровозы.
В 1935 году в Советском Союзе развернулось движение за освоение новой техники и высокую производительность труда. Инициативу шахтёров поддержали советские железнодорожники. Первым среди них стал машинист Донецкой железной дороги Петр Федорович Кривонос. Кривоносовское движение стало частью передового движения, адаптированного под условия и цели деятельности локомотивных бригад. Панин также включился в это передовое начинание советских производственников.
В 1939 году он получил новый паровоз СО («Серго Орджоникидзе») № 18-1735. Вместе с напарником Панин увеличил вес грузовых поездов с полутора до двух тысяч тонн, техническую скорость — с 27 до 45 километров в час. Пробег его паровоза между постановками на промывочный ремонт увеличился вчетверо и достиг 15 тысяч километров.
А в 1940 году Иван Федорович стал участником и лунинского движения. Тогда машинист локомотивного депо Новосибирск Николай Александрович Лунин призвал коллег проводить текущий ремонт паровозов силами самих паровозных бригад. Соратники подхватили его инициативу. Великий почин давал свои плоды: незначительное повышение занятости бригады на ремонте с лихвой окупалось более качественным ремонтом, снижением потерь времени на оперативный ремонт. Следствием этого новаторства становился значительный рост полезного использования локомотивов.
Великая Отечественная война взвалила на стальные магистрали и самих железнодорожников особую тяжесть – они приняли на колеса всю огромную советскую страну: эвакуацию населения и предприятий с территорий, которые оккупировал враг, и перевозку на фронты эшелонов с военной техникой, топливом и военнослужащими.
Панин и его товарищи остались верны себе в эти трудные годы. Со своей бригадой машинист удлинил пробег между ремонтами паровоза до 60-70 тысяч километров. То есть, железнодорожники даже в условиях военного времени продолжали участвовать в лунинском движении. Когда пробег между остановками на подъёмочный ремонт достиг 60–70 тыс. км, Иван Фёдорович включился в соревнование за один миллион километров пробега между капремонтами. Его примеру последовали и другие паровозные бригады.
«Думать о собственной жизни тогда было некогда. Все мысли отметала цель: любой ценой доставить солдат и военные грузы к фронту…» – вспоминал после войны Иван Фёдорович.
Панин не раз бывал под вражеской бомбёжкой. Особенно тяжелые испытания ему пришлось выдержать на станции Дивово. Фашисты совершили налёт, когда на станции скопились составы с боеприпасами. Станцию охватил огонь, начали рваться вагоны со снарядами. Из этого гигантского пожарища Панин сумел вывести на станцию Рыбное несколько сцеплённых составов по 25-30 вагонов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Панину Ивану Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
После войны почетный железнодорожник продолжил работать машинистом, с 1963 года был машинистом-инструктором. Умер Иван Федорович 22 декабря 1973 года, похоронен на Люблинском кладбище в Москве.
О самоотверженном труде, о личных достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».
#еу