Отважный советский железнодорожник, разведчик, механик, Герой Социалистического труда Фёдор Федорович Тяпкин родился 18 сентября 1915 года (107 лет назад) в городе Ростове (Ярославская губерния) в рабочей семье.
После школы в 1928 году он трудился простым рабочим по ремонту железнодорожных путей в городе Гаврилов-Посад. Затем в 1934-ом окончил фабрично-заводское училище, где получил квалификацию машиниста паровоза. Тяпкин стал работать сначала помощником машиниста на станции Шарья в Костромской области, а потом и машинистом в Москве. Участвовал в кривоносовском движении вместе с молодежной бригадой, которую организовал. Она не раз становилась победителем соревнований в депо.
В 1937 году служил в Забайкалье, в частях Красной армии. Учился в школе младших командиров. Как отличник боевой и политической подготовки был направлен осенью 1939-го на учебу в Военно-транспортную академию. Начало Великой Отечественной войны встретил курсантом.
В 1942 году состоялся ускоренный выпуск в академии, Тяпкину было присвоено звание лейтенант-техник. Командовал взводом, потом ротой бойцов, которые разминировали, восстанавливали, строили железнодорожные пути. В 1943 году он возглавлял группу технической разведки.
В ее составе Федор Федорович прошел дорогами Северо-Кавказского, Сталинградского, Степного и 2-го Украинского фронтов, участвовал в Курской битве, воевал в Белгороде, Харькове.
В августе – декабре 1943 года развернулась одна из крупнейших битв Великой Отечественной – битва за Днепр. Тогда в Кременчуге при отступлении гитлеровцы взорвали шесть из одиннадцати пролётов моста через Днепр. Оставшиеся мостовые фермы были заминированы фугасными и авиационными бомбами. Под огнём противника советские сапёры проводили разминирование. Руководил их работой Фёдор Тяпкин, который лично вошел в холодную сентябрьскую воду древнего Славутича, поднялся по быку к пролету, чтобы оценить состояние моста.
В ноябре 1943 года ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот» «за особые заслуги в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени».
Окончание войны Тяпкин встретил на земле Чехословакии, затем служил в железнодорожных войсках. Работал на реконструкции и строительстве стальных путей в Прибалтике. С 1950 года был заместителем начальника отделения по рационализации и изобретениям технического отдела Главного управления железнодорожных войск. В 1955 году по состоянию здоровья в звании майора вышел в отставку.
Работал в строительных организациях Министерства путей сообщения (МПС) на Сахалине, в Западной Украине. Жил во Львове, но последние годы – в Москве. Скончался в 1978 году, похоронен в колумбарии Николо-Архангельского кладбища в столице.
О самоотверженном труде, о достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».