Организатор производства советских самолётов и ракет, Герой Социалистического Труда Михаил Васильевич Хруничев родился 4 апреля 1901 года в шахтёрской семье, в посёлке Кадиевка (ныне город на территории Луганской Народной Республики).
В юности работал рассыльным, служил в Красной армии. Около четырёх лет служил в луганской милиции. Обладал незаурядными организаторскими способностями, инженерным талантом, в 1930-е годы он стал заместителем директора патронного завода № 60 в Луганске.
Тогда же проходил учёбу в филиале Украинской промышленной академии и на Объединенном факультете особого назначения Главного управления учебных заведений Наркомтяжпрома.
С 1935 г. находился на руководящих должностях в оборонной промышленности страны. Вначале возглавлял завод № 184 по производству снарядных гильз в Зеленодольске, затем работал в Москве, в наркоматах оборонной, авиационной промышленности.
В первые месяцы Великой Отечественной войны Хруничев занимался эвакуацией авиационных заводов. Знания и ответственный подход Хруничева к управлению важнейшими отраслями промышленности в тяжёлое для страны время были востребованы.
В 1942 году он стал первым заместителем наркома боеприпасов СССР. Тогда сотни эвакуированных советских заводов наращивали производство авиабомб и снарядов на новых площадках на востоке страны. За Уралом росла производственная база оборонной промышленности Советского Союза, выпуск самолётов, танков, моторов, боеприпасов увеличился на 60 %. Осенью 1943 года Хруничеву было присвоено звание генерал-майора инженерно-технической службы.
После окончания войны, в сентябре 1945 г., вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении почетного звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот» группе руководителей советской оборонной промышленности, в числе которых находился Михаил Хруничев.
В послевоенное время, на протяжении шести лет, находясь на посту министра авиационной промышленности, Хруничев отвечал за развитие советского авиапрома. Под его руководством налажено производство боевой реактивной авиации, на вооружение приняты реактивные бомбардировщики Ил-28, Ту-16, начато производство советского реактивного пассажирского самолета Ту-104 (впервые взлетел в небо в 1955 г.).
Как один из ответственных исполнителей, он участвовал в организации ракетных производств на Урале и в Сибири. Под его контролем работали отраслевые производства реактивной и ракетной техники. В 1953-1955 гг. он был в должности первого заместителя министра среднего машиностроения. С февраля 1955 г. работал в Совете министров СССР. На протяжении двух созывов избирался в состав Верховного Совета СССР.
Был награждён семью орденами Ленина, орденом Суворова II степени, орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Дважды удостоен Сталинской премии.
Скончался в 1961 году. В том же году имя Героя Социалистического Труда Михаила Васильевича Хруничева было присвоено московскому Машиностроительному заводу (ныне Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева). Также его имя носит Усть-Катавский вагоностроительный завод.
Об истории подвига советских тружеников, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывает информационный экран «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».
#аг