Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

80 лет «Летающему танку» Красной Армии

225

В середине 30-х годов прошлого столетия развитие авиации и её видов происходило невероятно быстрыми темпами. Инженеры и конструкторы корпели над кульманами, дабы улучшить аэродинамику, придумать всевозможные новые виды форсунок, впрысков, нагнетателей, типов топлива, старались максимально увеличивать характеристики двигателей, что бы самолёт летел быстрее, выше и дальше конкурентов. Все, что создавалось и конструировалось быстро морально устаревало. Так было не только в гражданской авиации, но и в военной. Конструкторские бюро в разных странах соревновались, как после покажет история, не на жизнь, а на смерть. На кону был не только пилот, но и жизни десятков миллионов людей, которых, создаваемая авиационными специалистам техника, должна была надёжно защитить. Одним из таких самолётов, ставшим самым массовым из выпускающихся боевых самолётов во время Второй мировой войны был штурмовик Ил-2. По итогам государственных испытаний его приняли на вооружение 20 марта 1941 года и начали серийное производство. Создал его Главный конструктор ОКБ, начальник 1-го Главного управления Наркомата авиационной промышленности СССР Сергей Владимирович Ильюшин.

«Иванов»

В войсках Красной Армии в середине 1930-х годов были самолёты для поддержки пехоты во время наступления. Однако опыт их боевого применения на фронтах войн и локальных конфликтов в Испании, во время боёв на озере Хасан выявил существенные недостатки. Самолёты имели недостаточную огневую мощь, малый радиус полёта, не было и надёжного бронирования для защиты лётчика во время боя на низких высотах и в ближних тылах противника.

Работы по созданию нового штурмовика начались во второй половине 1937 года одновременно несколькими конструкторскими бюро - участниками конкурсной работы под кодовым названием «Иванов». Представленные испытательные образцы не устраивали военных. В инициативном порядке заведующий Опытным конструкторским бюро Сергей Ильюшин проводил собственные проектные исследования. Он занимался изучением и поиском оптимального сочетания массы брони для самолёта, запаса бомб, мощности пулеметно-пушечного вооружения, скорости и дальности полёта, - требований, предъявляемых к новому штурмовику. В январе 1938 года Сергей Владимирович, налаживающий в то время производство и доработку дальнего бомбардировщика ДБ-3, обратился в правительство с предложением построить спроектированный им двухместный бронированный штурмовик, который был так необходим нашим ВВС. Его инициатива была поддержана.

«Летающий танк» Ильюшина

Прозвище «Летающий танк» самолету дал сам конструктор, оно очень точно отражало роль воздушной машины в боях. Самолёт должен был быть, по сути танком, только летающим. Первоначально проект назывался «ЛТ АМ-34ФРН», что расшифровывалось как – летающий танк с двигателем АМ-34ФРН. Опытный самолёт представлял собой одномоторный двухместный моноплан смешанной конструкции с закрывающейся кабиной, полуубирающимися в обтекатели крыльев стойками шасси. Экипаж самолета составляли летчик и воздушный стрелок. Почти в неизменном виде самолёт в такой компоновке строился до конца 1945-года. Изменениям подверглись только комплекс вооружения и состав экипажа.

Броня штурмовика – жизнь экипажа

Среди своих конкурентов в ВВС разных стран мира, Ил-2 отличало поразительная живучесть, достигнутая благодаря особенности конструкции бронекорпуса штурмовика, который изготавливался из высокопрочной броневой стали АБ-1. Сталь имела хорошую ударную вязкость, что позволяло изготавливать её методом штамповки. Новая броня являлась составной частью планера самолёта - и корпусом, и элементом защиты.

Бронекорпус Ил-2 защищал мотор, экипаж, бензо- и маслосистему, средства связи. Он был сборно-разборным и собирался из штампованных листов брони толщиной до 8 мм и общей массой почти 700 кг. Другая часть фюзеляжа самолёта, крепившаяся к бронекорпусу, имела киль, оперение, рули высоты и цельнометаллические крылья или из авиационного дюраля.

Сталь, способы её изготовления, а также другие детали позволили создать штурмовик, на обшивку которого не надо было навешивать броню, что увеличивало массу самолёта, уменьшало массу используемого вооружения и ухудшало лётно-технические характеристики.

Огневая мощь

Первоначально было задумано, что курсовым оружием штурмовика будут четыре 7,62-мм пулемета ШКАС, смонтированных в крыльях по два и ещё один такой же пулемёт должен был иметь задний стрелок, а бомбовая нагрузка при этом составляла до 600 кг. Чуть позже вооружение было пересмотрено. Серийные образцы стали комплектоваться вместо четырех пулеметов ШКАС двумя и двумя 20-мм авиапушками ШВАК, чуть позже пушками ВЯ-23. Самолёт также нес 400 - 600 кг авиабомб и 8 неуправляемых авиационных ракет РС-82.

А вместо сердца пламенный мотор

Первоначально, проект штурмовика именовался БШ-2/ЦКБ-55П (Ближний штурмовик 2-й). Чуть позже он получил обозначение ЦКБ-57, где было принято решение снабдить его более мощным мотором – АМ-38, мощностью 1625 л.с. Благодаря этому и отсутствию второго члена экипажа, по требованию военных, у самолёта существенно вырос запас топлива и увеличилась скорость до 423 км/ч вместо 360 км/ч, а максимальная дальность полета возросла до 850 км.

Испытания, полёты и производство

Эскизный проект штурмовика БШ-2 был представлен военным в начале 1939 года. А уже 9 июля был построен первый опытный самолет. Летчик-испытатель Владимир Коккинаки 2 октября 1939 года впервые поднял самолет в воздух. После первого этапа заводских и государственных испытаний весной 1940 года было принято решение о совершенствовании опытной модели, а также военными именно тогда был сделан вывод, что самолет должен быть одноместным, чтобы увеличить запас топлива. Тогда военные чины ВВС считали, что штурмовики не останутся без прикрытия истребителей и стрелок сзади не нужен. Одноместный лётный образец был готов к концу 1940 года.

Первый полет штурмовик с двигателем АМ-38 под обозначением ЦКБ-57 совершил 29 декабря 1940 года. И именно он проходил финальные государственные испытания с 28 февраля по 20 марта 1941 года. По результатам этих испытаний штурмовик под обозначением Ил-2 был принят на вооружение Красной Армии с разворачиванием серийного производства на трех заводах Наркомата авиационной промышленности: на заводе № 1 им. И.В. Сталина в Москве, на заводе № 18 им. К.Е. Ворошилова в Воронеже и на заводе № 381 в Ленинграде.

В марте 1941 года был изготовлен первый одноместный Ил-2, с мая они стали повсеместно небольшими партиями поступать в строевые части штурмовой авиации ВВС Красной Армии.

Великая Отечественная война

С началом войны штурмовики Ильюшина показали свою высокую боевую эффективность. Они были колоссально востребованы на всём советско-германском фронте. Применявшиеся самолётом боеприпасы, в купе с хорошими лётными характеристиками полюбились лётчикам. Самолёты с успехом применялись в боях на всех фронтах войны, включая боевые действия против Японской империи летом 45-го года. Везде они показали себя как действенное противотанковое оружие при штурмовке танковых и мотомеханизированных колонн противника. Именно во время начального периода войны вскрывались «детские болезни» штурмовика. В частности, из-за отсутствия действенного противоборства немецким истребителям со стороны советских истребителей сопровождения в конце 1941 – первой половине 1942 года, потери штурмовиков Ил-2 от немецкой истребительной авиации были ощутимы. Опыт боевого применения Ил-2 выявил необходимость принятия мер для защиты задней полусферы.

В феврале 1942 года было решено вернуться к двухместному варианту Ил-2 в соответствии с первоначальной концепцией Сергея Ильюшина.

В годы войны Ил-2 являлся одним из основных боевых самолетов ВВС Красной Армии. Его массовое применение явилось одним из существенных факторов успеха СССР в разгроме противника в решающих сражениях войны, особенно во время Сталинградской, Курской битвах, во время освобождения временно-оккупированных территорий страны, центральной и восточной Европы, а также во время боёв в Германии.

За штурвалами Ил-2 громили врага такие известные лётчики, как: дважды Герои Советского Союза Григорий Сивков, Георгий Береговой, Талгат Бегельдинов и многие другие.

По совокупности тактико-технических характеристик Ил-2 не имел себе равных. Обладая хорошей защитой, сильным вооружением и прекрасными лётными данными лётчики могли не только вести борьбу против наземных целей, но и участвовать в воздушных боях.

Совершенствование огневой мощи Ил-2

Наряду с конструктивной доводкой, в ходе серийного производства штурмовика постоянно повышалась его огневая мощь. К началу лета 1943 года в войска пошла модификация Ил-2 тип 3, вооруженная двумя крыльевыми 37-мм авиапушками НС-37. С их помощью Ил-2 мог уверенно уничтожать или сильно повреждать любые немецкие танки, вплоть до новых тяжёлых танков «Тигр» и «Пантера». Ещё одним эффективным оружием, которое применяли Ил-2 в борьбе с немецкими танками стали кассеты, с компактными противотанковыми авиационными бомбами ПТАБ-2,5-1,5 кумулятивного действия. Одна такая бомба, массой 1,5 кг или 2,5 кг, прожигала танковую броню толщиной до 70 мм. При сбросе содержимого такой кассеты на колонну танков с высоты 75 -100 м выводилась из строя вся бронетехника, попавшая в полосу сброса бомб шириной 15 м и длиной 70 м.

Кроме борьбы с бронетехникой и живой силой противника лётчики-штурмовики вели активную борьбу с железнодорожными эшелонами противника и автомобильными колоннами, нарушая пути снабжения в тылу немецких войск.

Существовала и морская модификация штурмовика, которую использовали лётчики морской авиации, под обозначением Ил-2Т. Её применяли для противокорабельных операций, используя торпеды. Также эти самолёты выполняли задания по разведке и постановке дымовых завес.

Производство «Летающего танка»

В годы войны штурмовиков Ил-2 от общего количества произведённых типов самолётов для ВВС Красной Армии было чуть больше 30%. Всего с учётом выпущенных самолётов до начала войны Ил-2 всех модификаций и версий было изготовлено свыше 36 тыс. единиц. Ежедневно на фронт поступало около 40 самолетов-штурмовиков. Это обстоятельство сделало его самым массовым самолётом не только ВВС РККА, но и среди боевых самолётов стран-участниц Второй мировой войны.

Артефакты Музея Победы

В экспозиции Музея Победы под открытым небом посетители музея могут увидеть уникальные образцы авиационной техники стран-участниц Второй мировой и Великой Отечественной войн. В экспозиции также представлен и легендарный штурмовик Ил-2 3-й серии, созданный Сергеем Ильюшиным. Этот одноместный Ил-2 входил в 1941 году в состав 66-го штурмового авиационного полка Киевского особого военного округа. Наряду с пистолетом-пулемётом Шпагина ППШ-41, средним танком Т-34, штурмовик Ил-2 является одним из символов победы СССР в Великой Отечественной войне.

#ам

Важная победа
Важная победа

20 апреля 2024 года — 82-ая годовщина окончания Ржевско-Вяземской стратегической наступательной операции, считающейся многими...

20.04.2024

Страницы истории

День единых действий в память о геноциде
День единых действий в память о геноциде

19 апреля в России отмечают памятную дату - День единых действий в память о...

19.04.2024

Страницы истории

Герои Советского Союза в исторической летописи Росгвардии
Герои Советского Союза в исторической летописи Росгвардии

16 апреля 1934 года Постановлением ЦИК СССР в Советском Союзе было установлено звание «Герой...

16.04.2024

Страницы истории

На Берлин!
На Берлин!

Берлин: последний бой – он трудный самый            Берлинская операция стала одной из самых коротких...

16.04.2024

Лента новостей

Звание Героя Советского Союза
Звание Героя Советского Союза

«За проявленное мужество, упорство и героизм достоин присвоения звания «Героя Советского Союза», – указывалось...

16.04.2024

Страницы истории

Освобождение Симферополя
Освобождение Симферополя

13 апреля 2024 года город Симферополь отмечает знаменательную дату - 80-летие со дня освобождения...

14.04.2024

Страницы истории

Важная победа
Страницы истории
Важная победа
20.04.2024
День единых действий в память о геноциде
Страницы истории
День единых действий в память о геноциде
19.04.2024
Герои Советского Союза в исторической летописи Росгвардии
Страницы истории
Герои Советского Союза в исторической летописи Росгвардии
16.04.2024
На Берлин!
Лента новостей
На Берлин!
16.04.2024
Звание Героя Советского Союза
Страницы истории
Звание Героя Советского Союза
16.04.2024
Освобождение Симферополя
Страницы истории
Освобождение Симферополя
14.04.2024
Освобождение Кёнингсберга
Лента новостей
Освобождение Кёнингсберга
09.04.2024
Легендарный автомат АКМ
Страницы истории
Легендарный автомат АКМ
08.04.2024
Крымская наступательная операция
Страницы истории
Крымская наступательная операция
08.04.2024
Учреждение ордена Красной Звезды
Страницы истории
Учреждение ордена Красной Звезды
06.04.2024
Выдающийся «Ил»
Страницы истории
Выдающийся «Ил»
31.03.2024
Вышли на государственную границу Советского Союза
Страницы истории
Вышли на государственную границу Советского Союза
26.03.2024
Звание Героя Российской Федерации
Страницы истории
Звание Героя Российской Федерации
20.03.2024
Проскурово-черновицкая наступательная операция
Страницы истории
Проскурово-черновицкая наступательная операция
14.03.2024
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 2
Страницы истории
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 2
06.03.2024
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 1
Страницы истории
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 1
05.03.2024
80-летие главных морских наград
Страницы истории
80-летие главных морских наград
03.03.2024
Пушка «Данглиз-Шнейдера»: француженка на русской службе
Страницы истории
Пушка «Данглиз-Шнейдера»: француженка на русской службе
26.02.2024
Выполнили свой интернациональный долг
Страницы истории
Выполнили свой интернациональный долг
15.02.2024
Освобождение Будапешта
Страницы истории
Освобождение Будапешта
13.02.2024