Вадим Шмелев: «Фильм “Подольские курсанты” о молодых и для молодых»

Фото: voenfilm.ru

Режиссер и сценарист фильма «Подольские Курсанты» на премьерном показе в Музее Победы в эксклюзивном интервью РИА «Победа РФ» раскрыл секреты остросюжетных линий в картине, какие документы помогли снять батальные сцены, а также рассказал насколько тема войны востребована в современном кинематографе и какие ожидания у него от выхода картины в широкий прокат.  

– Вадим Викторович, выходу вашего фильма весной этого года помешала пандемия коронавируса, и вот спустя полгода он наконец-то выходит на экраны – насколько тяжело далось съемочной группе ожидание?

– Я бы не сказал, что перенос выхода картины в широкий прокат нас как-то напрягал. Да, премьера перенеслась с мая на ноябрь. Сначала переживали, конечно, но что тут поделаешь – это же касалось не только нашей страны, но и всего мира. Надо было подождать – и вот дождались.

Подчеркну, что создание фильма далось намного тяжелее. Фильм – сложный, трудный. Он долго снимался, долго монтировался – чисто из-за масштаба ленты.

– Расскажите, у кого родилась идея создания фильма о подвиге Подольских курсантов и когда вас привлекли в этот проект?

– Идея создания фильма возникла у Игоря Угольникова и Вячеслава Фетисова в 2016 году. Предложений создать фильм о войне, признаюсь, ждал. Ждал и не один год. Меня Игорь пригласил в качестве режиссера и сценариста – и дальше закипела работа. Итог этой работы вы уже можете увидеть на экране.

– Как вы считаете, сейчас жанр патриотического кино востребован в современном обществе? Картины о Великой Отечественной войне интересны для зрителя?

Мне кажется, такая тематика востребована, военно-исторические фильмы нужны и даже необходимы. К сожалению, их мало. Фильмы о войне снимаются, но часто их уклон уходит в какую-то странную сторону. А вот по-настоящему патриотических фильмов о героизме наших ребят, на мой взгляд, не хватает.

– В фильме «Подольские курсанты» история героизма есть?

– Есть и история героизма, есть и история любви. Можно сказать, что этот фильм – о молодых и для молодых.

Сейчас многие считают и об этом говорили на форуме «История для Будущего. Новый Взгляд», прошедшего в Музее Победы, что российскому кино как раз не хватает личностей, героев?

Мы постарались о них в нашем фильме рассказать. Было не просто это сделать, потому что есть реалии исторические – в обороне Москвы участвовали сотни Подольских курсантов, десятки офицеров и вычленить какого-то одного героя было очень трудно. Для этого нужно снимать 80-ти серийный сериал. А вот в рамках фильма, который идет чуть более двух часов приходилось от чего-то отказываться, что-то комбинировать, соединять. Но история личного героизма у нас в фильме есть.

Не считаете ли вы, что современная графика и спецэффекты, когда во всех подробностях можно показать полет пули или взрыв снаряда внутри танка, как раз и вытесняют из кадра «живые» истории людей?

В этом фильме таких кадров вы не увидите. Наш фильм – современный с технологической точки зрения, но мы решили не злоупотреблять спецэффектами ради красивого, эффектного кадра, а опираться на настоящий фундамент. А это для меня – советские фильмы о Великой Отечественной войне.

И какой советский фильм для вас является примером?

– Есть один фильм, который для меня был примером по эмоциональной отдаче. Он по масштабу другой, и история другая. Это картина «А зори здесь тихие» (режиссер Станислав Ростоцкий, 1972 г. – от ред.). Фильм, где юные девушки отдают свою жизнь за Родину, и мы понимаем, почему они это делают. В «Подольских курсантах» героев больше в сотни раз, но смысл тот же.

Какой бюджет был у фильма, и какой гонорар за съемки получил, например, Сергей Безруков?

Я впервые за 15 лет не являлся продюсером фильма, поэтому не знаю, какой бюджет был у фильма и сколько платили за съемки актёрам. Этот вопрос вам надо задать лучше Игорю Угольникову и Вадиму Задорожному. Могу только, как режиссер картины сказать, что все артисты, в том числе и Сергей Безруков, снимались и играли с удовольствием.

– По каким документам вы создавали атмосферу того уже далекого военного времени, картину боев Подольских курсантов на Ильинском рубеже?

– У нас была видеозапись беседы, оставшихся в живых после тех страшных событий и прошедших всю войну Подольских курсантов. Плюс было много архивных материалов, в том числе и воспоминаний свидетелей. Кроме того, мы также изучали немецкие архивные документы.

– Игорь Угольников опять же на историческом форуме рассказал, что последний бой Подольских курсантов восстановили по немецким архивам?

– Да, все верно. Последний бой на Ильинском рубеже немецкие историки полностью запротоколировали. Этот бой восстановлен достаточно точно. Конечно, это фильм не документальный, а художественный – поэтому некоторые моменты мы были вынуждены изменить, поскольку показать их трудно, но, тем не менее, он показан предельно достоверно.

Вадим Викторович, какие у вас ожидания от выхода фильма в широкий прокат, как его примут российские зрители?

Надеюсь, его воспримут правильно. Это я не про кассовые сборы, это я про те эмоции, которые он будет вызывать у людей. Могу назвать вам один момент, когда люди будут в залах плакать – это точно! Мы плакали, когда монтировали этот фильм.

И какой это момент?

– Не скажу. Смотрите фильм и сами всё увидите!

#пс