Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Конструктор Лавочкин

142

11 сентября исполняется 120 лет со дня рождения одного из самых известных советских авиационных конструкторов, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата четырёх Сталинских премии, генерал-майора инженерно-технической службы Семена Лавочкина. В годы Великой Отечественной войны он создавал истребители для ВВС СССР.

На пути в авиацию

Семён Лавочкин в 1917 году окончил с золотой медалью гимназию в Рославле. После этого был призван в Красную Армию, где попал по распределению в пограничную стражу. Демобилизовавшись из армии в 1920-м году он поступает Московское высшее техническое училище, которое станет впоследствии Московским государственным техническим университетом им. Н. Э. Баумана.

Это учебное заведение Лавочкин закончил с отличием, получив диплом инженера-аэромеханика. Его дипломной работой стало создание цельнометаллических тяжёлых летательных аппаратов над которыми он начал работать в различных опытных конструкторских бюро (КБ). Одним из первых его проектов стал первый советский бомбардировщик ТБ-1 в КБ Туполева. После этого он работал в Москве у французских конструкторов Поля Ришара и Анри Лявиля, которые разрабатывали самолёты для СССР. Одним из первых проектов в этой области стал опытный двухместный истребитель ДИ-4.

Великая Отечественная война

Перед войной Семён Лавочкин был назначен главным конструктором перспективного конструкторского бюро авиационного завода № 21 в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). Здесь полным ходом шло освоение производства на тот момент нового скоростного истребителя, где широко использовалась специальная дельта-древесина. Эту боевую машину Лавочкин сконструировал совместно с Владимиром Горбуновым и Михаилом Гудковым. Отсюда и аббревиатура – «ЛаГГ».

Именно на этих истребителях 22 июня 1941 наши летчики давали отпор вероломно вторгшемуся в Советский Союз врагу.

Самолёт «ЛаГГ-3» по некоторым своим лётно-техническим характеристикам уступал немецким самолётам. Конструкторы понимали это и постоянно занимались его модернизацией и устранением недостатков, связанных с двигателем и вооружением. Попутно инженеры работали над созданием принципиально нового истребителя.

«Лавочкин – 5»

Плодом такой работы стало создание летом 1942 года нового истребителя, получившего наименование – «Ла-5». Он бы разработан на основе некоторых конструктивных элементов «ЛаГГ».

Новый одноместный истребитель «Ла-5» представлял собой деревянный моноплан с низко расположенным крылом и закрытой кабиной пилота, звездообразным двигателем М-82 воздушного охлаждения. Самолёт имел гидравлический привод для выпуска и уборки шасси.

Истребитель обладал довольно большим запасом прочности, что позволяло спасти жизнь лётчика и сам самолёт. В условиях военного времени у него были неоспоримые плюсы при массовом производстве. Его изготовление не было затратным, за исключением необходимых для обработки дельта-древесины иностранных смол. Позже дельта-древесина была заменена сосной и березовым шпоном. Основным вооружением истребителей Лавочкина в годы войны являлись две синхронизированные 20-мм авиационные пушки ШВАК, которые располагались над двигателем.

Работа над собой

В процессе серийного производства и эксплуатации Ла-5 конструкция самолёта и технология его производства менялись, вносились коррективы и создавались модификации с форсированными двигателями, нагнетателями, повышенными лётно-техническими характеристиками и другим оборудованием. Так появились модификации истребителя Ла-5Ф, Ла-5ФН и новый самолёт Ла-7 воплотивший в себе все передовые на тот момент авиационные технологии.

Производство Ла-5 началось в августе 1942 года, следующая версия самолёта Ла-5Ф (форсированный) пошла в серию в декабре того же года. После победы под Сталинградом были учтены пожелания лётчиков и в марте 1943 года стартовало производства Ла-5ФН (форсированный с нагнетателем).

Каждая из новых генераций истребителя помимо изменений, связанных с двигателем, имели и другие конструктивные и технологические новшества. Среди них - бронеспинки, бронестёкла, новые средства связи и другие узлы и агрегаты. При этом Ла-5ФН в конце 1943 года неофициально считался сильнейшим истребителем на советско-германском фронте. По тактико-техническим характеристикам самолет обходил не только немецкие модели, но в целом был лучшим среди других советских и даже иностранных самолётов, которые поставлялись в ВВС РККА по ленд-лизу.

Последний истребитель периода войны, спроектированный Семёном Лавочкиным, стал – Ла-7, запущенный в производство в 1945 году. Он, наряду с английским истребителем «Спитфайр», является одним из лучших самолетов не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны.

Всего за время производства истребителей Лавочкина, с августа 1942 года по сентябрь 1945 года, было изготовлено более 20 тысяч самолётов различных модификаций и версий.

«Лавочкины» в бою

Ла-5 получили боевое крещение в ходе Сталинградской битвы осенью-зимой 1942-1943 годов. Новый истребитель пришёл по душе нашим лётчикам больше, чем «ЛаГГ». По летно-техническим характеристикам Ла-5 не уступал немецким Мессершмитту Вf-109 и Фокке-Вульфу FW 190А. Он даже обладал рядом преимуществ перед ними. К примеру - превосходил их по маневренности на низких и средних высотах до 3,5 километра, где велись основные воздушные схватки между ВВС Красной Армии и Люфтваффе вермахта.

Наибольшее распространение и боевое применение истребители Лавочкина получили во время Курской битвы, где разыгрались ожесточённые бои не только на земле, но и в небе. Уже на второй день боев, 6 июля 1943 года, старший лейтенант Александр Горовец из 88-го истребительного авиаполка атаковал большую группу немецких пикирующих бомбардировщиков. На Ла-5 он сбил в этот день 9 Юнкерсов «Ju-87».

В годы войны на истребителях Лавочкина летали известнейшие по обе стороны фронта советские лётчики-истребители. Среди них самый результативный советский ас Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб (62 победы), дважды Герои Советского Союза Алексей Алелюхин (57 побед), Кирилл Евстигнеев (56 побед), Амед-Хан Султан (49 побед), Николай Скоморохов (46 побед), Владимир Лавриненко (46 побед), Виталий Попков (42 победы) и многие другие.

После войны

После Великой Отечественной войны Семён Лавочкин вместе с другими инженерами и конструкторами ОКБ-301, активно занимались созданием советских реактивных истребителей. Плодом такой работы стал Ла-15, который стоял на вооружении советских ВВС до 1949 года. Сменил его более перспективный и универсальный истребитель МиГ-15.

С середины 1950-х годов КБ Семёна Лавочкина перепрофилировалось на разработку и создание ракетной техники: баллистических и зенитно-ракетных комплексов, а также создание первых ракет для освоения космического пространства. Этой работой НПО им. С.А. Лавочкина, ядром которого было ОКБ-301, успешно занимается и по сей день.

Артефакты Музея Победы

На открытой экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы представлены свыше 420 единиц различной техники, среди которых выделяется богатая коллекция авиационной техники стран-участниц Великой Отечественной и Второй мировой войн. В линии советских самолетов представлен истребитель «ЛаГГ-3» из состава 9-го истребительного авиаполка морской авиации Черноморского флота, на котором летал старший лейтенант Юрий Шипов в 1943 году.

Также на площадке экспонируется «Ла-5» из состава 4-го гвардейского истребительного авиационного полка морской авиации Балтийского флота. На этом самолете летал Герой Советского Союза Георгий Костылев.

#ам_сб

Столетие Юрия Бондарева
Столетие Юрия Бондарева

15 марта 1924 года, когда на свет появился будущий писатель участник Великой Отечественной Юрий...

15.03.2024

Имена в летописи

Юрий Гагарин: закалка характера первого космонавта
Юрий Гагарин: закалка характера первого космонавта

90 лет назад, 9 марта 1934 года, родился летчик-космонавт Герой Советского Союза Юрий Алексеевич...

09.03.2024

Имена в летописи

Первые кавалеры орденов Ушакова и Нахимова
Первые кавалеры орденов Ушакова и Нахимова

Орденом Ушакова награждали советских офицеров за успешные наступательные действия: десантные операции, нарушение коммуникаций противника,...

03.03.2024

Имена в летописи

Бессмертный подвиг Героя вдохновил товарищей
Бессмертный подвиг Героя вдохновил товарищей

Григорий Силкин родился в 1920 году в деревне Ольховец (Монастырщинский район, Смоленская область). Окончив...

09.02.2024

Имена в летописи

Подвиг героя стал символом мужества
Подвиг героя стал символом мужества

100 лет назад родился Герой Советского Союза Александр Матросов. Его подвиг стал символом мужества,...

05.02.2024

Имена в летописи

Путь к небу легенды советской авиации
Путь к небу легенды советской авиации

2 февраля 2024 года исполняется 120 лет со дня рождения легендарного летчика-испытателя Героя Советского...

02.02.2024

Имена в летописи

Столетие Юрия Бондарева
Имена в летописи
Столетие Юрия Бондарева
15.03.2024
Юрий Гагарин: закалка характера первого космонавта
Имена в летописи
Юрий Гагарин: закалка характера первого космонавта
09.03.2024
Первые кавалеры орденов Ушакова и Нахимова
Имена в летописи
Первые кавалеры орденов Ушакова и Нахимова
03.03.2024
Бессмертный подвиг Героя вдохновил товарищей
Имена в летописи
Бессмертный подвиг Героя вдохновил товарищей
09.02.2024
Подвиг героя стал символом мужества
Имена в летописи
Подвиг героя стал символом мужества
05.02.2024
Путь к небу легенды советской авиации
Имена в летописи
Путь к небу легенды советской авиации
02.02.2024
Александр Николаенков: легенда советского неба
Имена в летописи
Александр Николаенков: легенда советского неба
31.01.2024
Василий Акимов форсировал Днепр с двумя орудиями
Имена в летописи
Василий Акимов форсировал Днепр с двумя орудиями
31.01.2024
120 лет со дня рождения писателя и военкора
Имена в летописи
120 лет со дня рождения писателя и военкора
22.01.2024
Владимир Алхимов вызвал огонь на себя
Имена в летописи
Владимир Алхимов вызвал огонь на себя
18.01.2024
559 героических вылетов Владимира Абрамова
Имена в летописи
559 героических вылетов Владимира Абрамова
12.01.2024
Анатолий Авдеев: Герой Советского Союза
Имена в летописи
Анатолий Авдеев: Герой Советского Союза
11.01.2024
Василий Маргелов: создатель ВДВ
Имена в летописи
Василий Маргелов: создатель ВДВ
27.12.2023
Знаменитый Маэстро отметил бы юбилей
Имена в летописи
Знаменитый Маэстро отметил бы юбилей
12.12.2023
125 лет создателю легендарного танка
Имена в летописи
125 лет создателю легендарного танка
03.12.2023
День рождения Маршала Победы
Имена в летописи
День рождения Маршала Победы
01.12.2023
Росгвардия вспоминает первого командующего войсками правопорядка генерала от инфантерии
Имена в летописи
Росгвардия вспоминает первого командующего войсками правопорядка генерала от инфантерии
29.11.2023
Родион Малиновский: герой четырех войн
Имена в летописи
Родион Малиновский: герой четырех войн
23.11.2023
Роман Руденко: прокурор и главный обвинитель
Имена в летописи
Роман Руденко: прокурор и главный обвинитель
20.11.2023
Михаил Калашников: легендарный оружейник
Имена в летописи
Михаил Калашников: легендарный оружейник
10.11.2023