Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации



Крылатые защитники неба

135

12 августа отмечается День Воздушно-космических сил РФ – его празднуют лётный и инженерные составы, многочисленные гражданские специалисты, а также ветераны вооружённых сил, служившие когда-либо в ВВС и ВКС.

1912 – 1917

Дата 12 августа выбрана не случайно. В этот день 108 лет назад были созданы первые воздухоплавательные части Главного управления Генерального штаба Российской империи, которые стали кузницей и настоящей школой по подготовке лётного и технического персонала. К началу Первой мировой наши лётчики летали на разных типах аэропланов.

В небе Первой мировой войны отечественные асы отважно сражались и демонстрировали своё летное мастерство в основном на самолётах зарубежных фирм, таких как «Ньюпорт» и «Сопвич», однако уже тогда налаживался выпуск и отечественных самолётов, одним из них стал тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик С-21 «Русский витязь». Тогда лётчики считались настоящими «супергероями» своего времени и у всех на устах были имена Пётра Нестерова, Александра Казакова, Павла Аргеева, а самыми известными авиаконструкторами были Игорь Сикорский и Дмитрий Григорович.

1921 – 1930-е

После революций и окончания Гражданской войны в начале 1930-х годов политическое и военное руководство понимало, что создание своей собственной авиационной промышленности крайне необходимо, как для обслуживания внутренних регионов страны и международного авиасообщения, так и для создания сильных и могущественных военно-воздушных сил в составе Красной армии.

Развитие авиации тогда шло семимильными шагами, постоянно создавались новые технологии конструирования и производства авиационной техники, двигателей, конструировались моторы, средства связи, постоянно наращивалась мощность и скорость двигателей, создавались новые конструкторские бюро и научно-исследовательские центры.

Любой житель страны знал о героических перелетах через Северный полюс Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Михаила Громова; про спасение лётчиками-полярниками научной экспедиции ледокола «Челюскин».

Столичные жители рассказали бы ещё о масштабных воздушных парадах над Тушинским аэродромом и о чудесах воздушной акробатики, установлении рекордов дальности, высоты и скорости советских «соколов». Предвоенное десятилетие дало мощный толчок в развитии авиационной мысли и промышленности СССР.

Первые самолёты

Авиационное строительство в СССР начиналось с небольших учебно-тренировочных самолётов-бипланов Р-5 и У-2 (после «ушку» переименовали в По-2, в честь его создателя Николая Поликарпова). Эти «этажерки» стали первыми самолётами, спроектированными советскими конструкторами, созданными по нашим чертежам без иностранного вмешательства.

Они трудились и в сельском хозяйстве, и перевозчиками почты, стали «летающими партами» для десятков тысяч советских лётчиков. Кроме этого, Р-5 и У-2 в годы Великой Отечественной войны активно воевали: выполняли функции разведчиков, корректировщиков артиллерийского огня, работали транспортниками и медицинскими самолётами, а также они служили лёгкими ночными бомбардировщиками. Самолёт У-2 был крайне простой и надёжной машиной, благодаря этим качествам он использовался в советской авиации в течение 35 лет.

 

Самый массовый в годы войны

В годы Великой Отечественной войны на фронтах от Баренцева и до Чёрного моря наши войска сражались с врагом при непосредственной поддержке авиации. Самым массовым самолётом в ВВС Красной Армии в тот период стал легендарный самолёт – штурмовик Ил-2, созданный ещё в 1939 году коллективом под непосредственным руководством прославленного отечественного конструктора Сергея Ильюшина.

Штурмовик Ил-2 является уникальной боевой машиной. Самолёт сочетал в себе не только прекрасную управляемость, отличную броню от вражеских пуль и снарядов, но и широкую линейку бортового вооружения.

В период с 1941 по 1945 года на авиационных заводах СССР было изготовлено около 36 тысяч штурмовиков Ил-2 разных модификаций, включая последнюю – Ил-10, которая приняла участие в заключительном этапе войны.

Штурмовик Ил-2 по праву считается одним из символов Победы Красной Армии над фашизмом, наряду с танком Т-34 и пистолетом-пулеметом Шпагина. За его боевые свойства среди наших лётчиков самолёт получил прозвища: «летающий танк» и «горбатый».

 

Артефакты Музея Победы

В экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы, а также войн и локальных конфликтов 50-х – 80-х годов ХХ века можно увидеть уникальные образцы авиационной техники, как периода Великой Отечественной войны, так и реактивной боевой авиации второй половины прошлого столетия.

Среди экспонатов представлен макет легкого ночного бомбардировщика У-2 (По-2) образца 1944 года, частично изготовленный из оригинальных и родных деталей летом 2001 года по заказу музея. Самолёт, окрашен в камуфляж 46-го гвардейского Таманского полка ночных бомбардировщиков с бортовым номером 14. Кроме этого в экспозиции также представлен и одноместный вариант штурмовика Ил-2, 3-й серии, который в начальный период войны служил в 66-м штурмовом авиационном полку Киевского особого военного округа.

#ам_аг

Герой советской разведки
Герой советской разведки

Один из основателей советской военной разведки Ян Карлович Берзин родился 25 ноября 1889 года...

25.11.2024

Имена в летописи

115 лет со дня рождения Михаила Миля
115 лет со дня рождения Михаила Миля

Человек давно начал стремиться к полетам, что, в свою очередь, породило множество мифов и...

22.11.2024

Имена в летописи

День рождения великого оружейника
День рождения великого оружейника

105 лет назад, 19 ноября 1919 года, в селе Курья Алтайского края родился великий...

10.11.2024

Имена в летописи

Легендарный военачальник
Легендарный военачальник

8 ноября, ровно 100 лет назад, родился последний маршал и министр обороны Советского Союза...

08.11.2024

Имена в летописи

120-летие конструктора легендарного танка
120-летие конструктора легендарного танка

Советский инженер-конструктор Александр Морозов родился 29 октября 1904 года в городе Бежица — ныне...

29.10.2024

Имена в летописи

110 лет со дня рождения советского танкового аса
110 лет со дня рождения советского танкового аса

Дмитрий Федорович Лавриненко родился осенью 1914 года в станице Бесстрашной Краснодарского края. Окончив школу...

14.10.2024

Имена в летописи

Герой советской разведки
Имена в летописи
Герой советской разведки
25.11.2024
115 лет со дня рождения Михаила Миля
Имена в летописи
115 лет со дня рождения Михаила Миля
22.11.2024
День рождения великого оружейника
Имена в летописи
День рождения великого оружейника
10.11.2024
Легендарный военачальник
Имена в летописи
Легендарный военачальник
08.11.2024
120-летие конструктора легендарного танка
Имена в летописи
120-летие конструктора легендарного танка
29.10.2024
110 лет со дня рождения советского танкового аса
Имена в летописи
110 лет со дня рождения советского танкового аса
14.10.2024
Героическая судьба Марата Казея
Имена в летописи
Героическая судьба Марата Казея
10.10.2024
И женщины могут летать!
Имена в летописи
И женщины могут летать!
08.10.2024
Героический оружейник
Имена в летописи
Героический оружейник
04.10.2024
Путь легенды разведки
Имена в летописи
Путь легенды разведки
04.10.2024
Истребители Семена Лавочкина
Имена в летописи
Истребители Семена Лавочкина
11.09.2024
Военный музыкант спас боевое знамя полка НКВД
Имена в летописи
Военный музыкант спас боевое знамя полка НКВД
29.08.2024
Пример для офицеров
Имена в летописи
Пример для офицеров
21.08.2024
Легенда флота
Имена в летописи
Легенда флота
22.07.2024
Первый дважды Герой
Имена в летописи
Первый дважды Герой
06.07.2024
Век Василя Быкова
Имена в летописи
Век Василя Быкова
19.06.2024
50 лет назад не стало Маршала Победы
Имена в летописи
50 лет назад не стало Маршала Победы
18.06.2024
Маршал, освободивший пять европейских столиц
Имена в летописи
Маршал, освободивший пять европейских столиц
16.06.2024
Век Юлии Друниной
Имена в летописи
Век Юлии Друниной
10.05.2024
Первая женщина — Герой Советского Союза
Имена в летописи
Первая женщина — Герой Советского Союза
10.05.2024