12 августа отмечается День Воздушно-космических сил РФ – его празднуют лётный и инженерные составы, многочисленные гражданские специалисты, а также ветераны вооружённых сил, служившие когда-либо в ВВС и ВКС.
1912 – 1917
Дата 12 августа выбрана не случайно. В этот день 108 лет назад были созданы первые воздухоплавательные части Главного управления Генерального штаба Российской империи, которые стали кузницей и настоящей школой по подготовке лётного и технического персонала. К началу Первой мировой наши лётчики летали на разных типах аэропланов.
В небе Первой мировой войны отечественные асы отважно сражались и демонстрировали своё летное мастерство в основном на самолётах зарубежных фирм, таких как «Ньюпорт» и «Сопвич», однако уже тогда налаживался выпуск и отечественных самолётов, одним из них стал тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик С-21 «Русский витязь». Тогда лётчики считались настоящими «супергероями» своего времени и у всех на устах были имена Пётра Нестерова, Александра Казакова, Павла Аргеева, а самыми известными авиаконструкторами были Игорь Сикорский и Дмитрий Григорович.
1921 – 1930-е
После революций и окончания Гражданской войны в начале 1930-х годов политическое и военное руководство понимало, что создание своей собственной авиационной промышленности крайне необходимо, как для обслуживания внутренних регионов страны и международного авиасообщения, так и для создания сильных и могущественных военно-воздушных сил в составе Красной армии.
Развитие авиации тогда шло семимильными шагами, постоянно создавались новые технологии конструирования и производства авиационной техники, двигателей, конструировались моторы, средства связи, постоянно наращивалась мощность и скорость двигателей, создавались новые конструкторские бюро и научно-исследовательские центры.
Любой житель страны знал о героических перелетах через Северный полюс Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Михаила Громова; про спасение лётчиками-полярниками научной экспедиции ледокола «Челюскин».
Столичные жители рассказали бы ещё о масштабных воздушных парадах над Тушинским аэродромом и о чудесах воздушной акробатики, установлении рекордов дальности, высоты и скорости советских «соколов». Предвоенное десятилетие дало мощный толчок в развитии авиационной мысли и промышленности СССР.
Первые самолёты
Авиационное строительство в СССР начиналось с небольших учебно-тренировочных самолётов-бипланов Р-5 и У-2 (после «ушку» переименовали в По-2, в честь его создателя Николая Поликарпова). Эти «этажерки» стали первыми самолётами, спроектированными советскими конструкторами, созданными по нашим чертежам без иностранного вмешательства.
Они трудились и в сельском хозяйстве, и перевозчиками почты, стали «летающими партами» для десятков тысяч советских лётчиков. Кроме этого, Р-5 и У-2 в годы Великой Отечественной войны активно воевали: выполняли функции разведчиков, корректировщиков артиллерийского огня, работали транспортниками и медицинскими самолётами, а также они служили лёгкими ночными бомбардировщиками. Самолёт У-2 был крайне простой и надёжной машиной, благодаря этим качествам он использовался в советской авиации в течение 35 лет.
Самый массовый в годы войны
В годы Великой Отечественной войны на фронтах от Баренцева и до Чёрного моря наши войска сражались с врагом при непосредственной поддержке авиации. Самым массовым самолётом в ВВС Красной Армии в тот период стал легендарный самолёт – штурмовик Ил-2, созданный ещё в 1939 году коллективом под непосредственным руководством прославленного отечественного конструктора Сергея Ильюшина.
Штурмовик Ил-2 является уникальной боевой машиной. Самолёт сочетал в себе не только прекрасную управляемость, отличную броню от вражеских пуль и снарядов, но и широкую линейку бортового вооружения.
В период с 1941 по 1945 года на авиационных заводах СССР было изготовлено около 36 тысяч штурмовиков Ил-2 разных модификаций, включая последнюю – Ил-10, которая приняла участие в заключительном этапе войны.
Штурмовик Ил-2 по праву считается одним из символов Победы Красной Армии над фашизмом, наряду с танком Т-34 и пистолетом-пулеметом Шпагина. За его боевые свойства среди наших лётчиков самолёт получил прозвища: «летающий танк» и «горбатый».
Артефакты Музея Победы
В экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы, а также войн и локальных конфликтов 50-х – 80-х годов ХХ века можно увидеть уникальные образцы авиационной техники, как периода Великой Отечественной войны, так и реактивной боевой авиации второй половины прошлого столетия.
Среди экспонатов представлен макет легкого ночного бомбардировщика У-2 (По-2) образца 1944 года, частично изготовленный из оригинальных и родных деталей летом 2001 года по заказу музея. Самолёт, окрашен в камуфляж 46-го гвардейского Таманского полка ночных бомбардировщиков с бортовым номером 14. Кроме этого в экспозиции также представлен и одноместный вариант штурмовика Ил-2, 3-й серии, который в начальный период войны служил в 66-м штурмовом авиационном полку Киевского особого военного округа.
#ам_аг