Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Первая советская бомбардировка Берлина

215

Шёл второй месяц войны, Красная Армия вела упорные оборонительные бои на всём протяжении советско-германского фронта - от Баренцева до Чёрного моря. Вражеская пропаганда ежедневно сообщала о полном уничтожении советской оборонной мощи и «победоносном шествии» по СССР.

Из немецких рупоров звучали слова о том, что Москва – столица Советского союза – интенсивно бомбардируется каждый день и уже почти стёрта с лица земли. Но всё это не отражало реального положения дел. Чтобы показать миру и в первую очередь врагу, что советский народ и армия не сломлены, в ночь с 7 на 8 августа 1941 года, 79 лет назад, был совершён первый бомбардировочный налёт ВВС РККА на столицу гитлеровской Германии – Берлин.

Замысел операции

В ночь с 21 на 22 июля 1941 года, через месяц после начала войны, немцы уже начали совершать массированные бомбардировочные налёты на Москву. Их успешно отражали войска ПВО и советская авиация. Чтобы показать всему миру, что наша страна полна решимости продолжать сопротивление, и опровергнуть заявления вражеской пропаганды, командование ВВС ВМФ в лице генерал-лейтенанта Семёна Жаворонкова и командующего ВМФ СССР Николая Кузнецова, предложили провести бомбардировку Берлина и расположенных там военных объектов.

Подготовка к операции

Проведение подобного налёта было поручено 1-му минно-торпедному авиационному полку 8-й авиационной бригады, структурно входящей в состав морской авиации Балтийского флота. Командиром полка был очень опытный лётчик и ветеран Финской войны полковник Евгений Преображенский. Планирование операции началось 27 июля. Для такого сложного вылета были отобраны 15 экипажей, которые отработали маршрут во время пробного вылета 3 августа.

Подготовка велась в обстановке строжайшей секретности, о готовившемся вылете, кроме лётчиков знал только узкий круг высших чинов из числа руководства Красной Армии.

Налёт на Берлин

Аэродром Кагул на острове Эзель, по сути находился в немецком тылу, так как прибалтийские республики уже были захвачены врагом. Поэтому действовать лётчикам нужно было предельно аккуратно и только под покровом ночи.

Вечером 7 августа, в режиме полного радиомолчания 15 бомбардировщиков Ил-4 (ДБ-3Ф), Пе-8 и Ер-2 с бомбовой нагрузкой и листовками поднялись в небо, взяв курс на немецкую столицу. Ведущим был командир 1-го минно-торпедного авиационного полка, полковник Евгений Преображенский. Лётчикам с учётом обратного пути предстояло пролететь почти 2 тысячи километров на высоте семи тысяч метров и не попасться врагу.

Самолёты с экипажами большую часть пути летели над Балтийским морем вне зоны видимости с береговой линии. При подлёте к северной границе Германии наших лётчиков несколько раз замечали с вражеских наблюдательных постов, однако их принимали за немецкую авиацию, которая возвращается домой. К часу ночи наши лётчики заняли боевой курс и были готовы к бомбометанию по оборонным и военно-промышленным районам Берлина. В 01:30 ночи 8 августа началась бомбардировка Берлина, в котором не действовал режим светомаскировки. Немцы поняли, что самолёты не их, в немецкой столице был погашен свет и по бомбардировщикам открыли зенитный огонь.

Немецкое руководство и командование не ожидало такого нападения. Налёт на столицу, да ещё и не с севера или запада, как они привыкли, стал ударом.

Последствия геополитического масштаба

Утром следующего дня немецкое командование сообщало о том, что минувшей ночью на Берлин напали английские лётчики и почти полностью были уничтожены в воздухе. В свою очередь обескураженные англичане заявили, что бомбардировочных налётов в тот вечер их авиация не совершала. Только после заявления СССР стало ясно, что бомбардировку провели лётчики-балтийцы и во время вылета не потеряли ни одного самолёта.

Советское население и народы оккупированных стран Европы были очень воодушевлены подвигом советских лётчиков. Пилоты в сложных стратегических условиях, несмотря ни на что смогли показать свою силу, мужество и героизм. Эта бомбардировка вселила уверенность, что СССР не отступит.

Немецкую столицу авиация Балтийского флота продолжала бомбить до 5 сентября 1941 года. На город было сброшено около 40 тонн бомб, а также 34 контейнера с советскими листовками и газетами.

Герои Советского Союза

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 года за успешное выполнение задания командования все лётчики, принимавшие участие в налёте на Берлин, были отмечены государственными наградами. Евгений Преображенский, Василий Гречишников, Андрей Ефремов, Михаил Плоткин, Петр Хохлов были удостоены высшего звания – Герой Советского Союза.

Артефакты в музее

В экспозиции Музея Победы под открытым небом посетители могут увидеть уникальные образцы авиационной техники стран-участниц Великой Отечественной и Второй мировой войн. В экспозиции, в том числе, представлен и советский бомбардировщик Ил-4. Примечательна и интересна судьба этого самолёта с заводским номером №17404. Он был изготовлен в Комсомольске-на-Амуре на заводе № 126 в 1945 году и находился в составе 10-го бомбардировочного авиационного полка 9-ой Воздушной армии приморской группы войск. Самолёт совершил вынужденную посадку из-за повреждения двигателя в районе села Муравейка Анучинского района Приморского края во время Советско-японской войны. В ноябре 1993 года, 27 лет назад, военный лётчик в прошлом, а тогда генеральный директор и шеф-пилот первой в России частной авиационной компанией «ДальАэро» Владимир Сафронов обнаружил этот самолёт в уссурийской тайге. При помощи двух вертолётов Ми-8 фюзеляж бомбардировщика, двигатели и найденные неподалёку комплектующие самолёта были перевезены на аэродром «Барановский». Здесь Владимиром Сафроновым было принято решение о восстановлении и реставрации Ил-4 в память об отце – ветеране войны Василии Григорьевиче Сафроновом. Благодаря деятельности Владимира Сафронова и его детей, удалось сохранить самолёт и передать его на реставрацию в ООО «Авиационно-реставрационная группа». Свое почетное место на экспозиции Музея Победы Ил-4 занял 1 октября 2005 года.

#ам_сб

Вышли на государственную границу Советского Союза
Вышли на государственную границу Советского Союза

«Вы не представляете, какой был подъем в полку, когда выяснилось, что мы идем на...

26.03.2024

Страницы истории

Звание Героя Российской Федерации
Звание Героя Российской Федерации

32 года назад, 20 марта 1992 года, было установлено почетное звание «Герой Российской Федерации»...

20.03.2024

Страницы истории

Проскурово-черновицкая наступательная операция
Проскурово-черновицкая наступательная операция

Новое наступление 1-го Украинского фронта готовил его командующий генерал армии Николай Федорович Ватутин. План...

14.03.2024

Страницы истории

Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 2
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 2

К Южному Бугу части Красной армии вышли практически в походных колоннах, крупный речной рубеж...

06.03.2024

Страницы истории

Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 1
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 1

После окончания боев под Луцком и Ровно советско-германский фронт на какое-то время остановился. Немцы...

05.03.2024

Страницы истории

80-летие главных морских наград
80-летие главных морских наград

Ровно 80 лет назад, 3 марта 1944 года, специально для награждения офицеров и матросов...

03.03.2024

Страницы истории

Вышли на государственную границу Советского Союза
Страницы истории
Вышли на государственную границу Советского Союза
26.03.2024
Звание Героя Российской Федерации
Страницы истории
Звание Героя Российской Федерации
20.03.2024
Проскурово-черновицкая наступательная операция
Страницы истории
Проскурово-черновицкая наступательная операция
14.03.2024
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 2
Страницы истории
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 2
06.03.2024
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 1
Страницы истории
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 1
05.03.2024
80-летие главных морских наград
Страницы истории
80-летие главных морских наград
03.03.2024
Пушка «Данглиз-Шнейдера»: француженка на русской службе
Страницы истории
Пушка «Данглиз-Шнейдера»: француженка на русской службе
26.02.2024
Выполнили свой интернациональный долг
Страницы истории
Выполнили свой интернациональный долг
15.02.2024
Освобождение Будапешта
Страницы истории
Освобождение Будапешта
13.02.2024
Февраль 1944 года на южном фланге. Часть 2
Страницы истории
Февраль 1944 года на южном фланге. Часть 2
09.02.2024
Февраль 1944 года на южном фланге
Страницы истории
Февраль 1944 года на южном фланге
09.02.2024
Казнь юных борцов с нацизмом
Страницы истории
Казнь юных борцов с нацизмом
09.02.2024
День памяти юных антинацистов
Страницы истории
День памяти юных антинацистов
08.02.2024
День Победы на Волге
Страницы истории
День Победы на Волге
02.02.2024
Непокорённый Ленинград — 80 лет
Лента новостей
Непокорённый Ленинград — 80 лет
27.01.2024
День освобождения Освенцима
Страницы истории
День освобождения Освенцима
27.01.2024
Январь 1944 года на южном фланге. Часть 2
Лента новостей
Январь 1944 года на южном фланге. Часть 2
24.01.2024
К 80-летию снятия блокады Росгвардия вспоминает о подвигах своих предшественников
Страницы истории
К 80-летию снятия блокады Росгвардия вспоминает о подвигах своих предшественников
23.01.2024
Легендарный танк стал символом освобождения
Страницы истории
Легендарный танк стал символом освобождения
23.01.2024
Воины НКВД — первоиспытатели Дороги жизни блокадного Ленинграда
Страницы истории
Воины НКВД — первоиспытатели Дороги жизни блокадного Ленинграда
19.01.2024