Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Павел Сухой: конструктор, рекордсмен, новатор

189

В селе Глубокое Виленской губернии (ныне Витебская область Республики Беларусь) 125 лет назад 22 июля родился конструктор, доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда Павел Осипович Сухой.

Юность и первые шаги в небо

Павел Осипович окончил гимназию в 1914 году. Решил продолжить своё образование и поступил на физико-математический факультет Московского университета.

Увлёкшись авиацией, он также стал посещать Императорское московское техническое училище, где свои лекции читал один из пионеров отечественной авиации и ракетостроения профессор Николай Жуковский. После окончания первого курса, именно в это училище, которое было высшим техническим образовательным заведением в стране, перешёл на учёбу будущий конструктор Сухой, навсегда выбрав авиацию своим смыслом жизни.

Кроме того, Павел Осипович стал членом воздухоплавательного кружка и начал осваивать управление авиационной техникой.

На фронтах Великой войны

С началом Первой мировой войны, Сухого призывают в ряды Русской императорской армии с направлением в Петроградскую школу прапорщиков, по окончанию которой он попадает в 1917 году на фронт.

В октябре того же года он уже начальник пулеметной команды пехотного полка.

После развала фронта и демобилизации он вернулся в Москву для окончания учёбы. Узнав, что его училище временно не функционирует, начал преподавать математику в Гомеле и Лунинце в Белоруссии.

Птенец гнезда Туполева

С возобновлением в 1920 году работы Московского высшего технического училища (новое название бывшего Императорского московского технического училища) Павел Осипович продолжил обучение, прерванное сначала Первой мировой, а затем Гражданской войной.

В 1924 году он поступает чертёжником в Центральный Аэрогидродинамический институт «ЦАГИ». Именно здесь его – молодого и талантливого, увлечённого авиацией юношу, замечает авиационный конструктор Андрей Туполев, который взял его на работу в своё конструкторское бюро.

Первый самолёты Сухого

С началом работы в КБ Туполева, под его общим руководством Павел Сухой начинает проектировать и после конструировать свои первые летательные аппараты.

В этот период им совместно с другими авиаторами создаются первый в СССР цельнометаллический истребитель И-4 и скоростной более современный И-14. Также Сухим было спроектировано несколько самолётов, которые и на которых устанавливались мировые рекорды. Такими самолётами стали АНТ-25, на котором Валерий Чкалов, Александр Беляков и Георгий Байдуков совершили знаменитый беспосадочный перелёт через Северный полюс в США в 1937 году.  А на самолёте АНТ-37 «Родина», который также был разработан Павлом Осиповичем, женский экипаж в составе Марины Расковой, Полины Осипенко и Валентины Гризодубовой установил мировой рекорд дальности перелёта в 1938 году.

Боевые самолёты Сухого в годы войны

Следующим шагом после создания самолётов гражданского назначения было создание многоцелевого боевого самолёта. Такие работы начались в 1936 году.

Первый самостоятельный вылет самолёта под обозначением Су-2 состоялся 25 августа 1937 года. В воздух его поднял лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Михаил Громов.

Принятый на вооружение ВВС РККА Су-2 оказался очень удачным и универсальным самолетом. В начале Великой Отечественной его активно использовали в качестве бомбардировщика-штурмовика, ближнего разведчика и корректировщика артиллерийского огня. Машина хорошо зарекомендовала себя также в воздушных боях против истребителей противника.

Су-2 стал одними из первых самолётов, вступивших в боевые действия с врагом на рассвете 22 июня 1941 года. Уже в первый день войны «сушки» Одесского военного округа бомбили переправы через реку Прут, существенно задержав продвижение противника вглубь Советского Союза.

Первый и единственный женский таран

Во время одного из боевых вылетов 12 сентября 1941 года Елена Зеленко, заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка, в ходе воздушного боя сбила один истребитель противника и протаранила своим самолётом другой.

За проявленное мужество и героизм на фронте в борьбе с врагом Екатерина Ивановна Зеленко была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

Эпоха реактивной авиации

После Великой Отечественной войны Павел Осипович одним из первых в Советском Союзе начал работу над проектами реактивных самолётов, понимая, что именно за ними стоит будущее всей авиации.

В то время велась разработка одновременно нескольких самолётов «Су», но лётное происшествие в 1949 году заморозило дальнейшие работы в этом направлении на некоторое время.

Активное проектирование и разработка новейших реактивных самолётов под индексом «Су» возобновилась в 1956 году. В 1960-х – 1970-х годах были разработаны: истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превышающей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси, истребитель-бомбардировщик Су-17 с изменяемой в полете стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, а также штурмовик Су-25.

Наследие Павла Сухого

В настоящее время ПАО «Компания «Сухой»» продолжает соблюдать традиции, конструкторские наработки и стандарты качества, введённые Павлом Осиповичем Сухим.

На вооружении ВКС России, которые защищают небо страны и активно ведут борьбу с международным терроризмом, и сейчас стоят новые модели истребителей: Су-27, Су-30, Су-35, многофункциональные истребители-бомбардировщики Су-24М и Су-34, а также истребители пятого поколения Су-57, которые проходят испытания и вскоре будут приняты на вооружение.

Артефакты Музея Победы

На экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений под открытым небом посетители и гости Музея Победы могут увидеть макет лёгкого бомбардировщика Су-2, входившего в состав отдельной штурмовой группы 8-й Воздушный армии Сталинградского фронта осенью 1942 – зимой 1943 годов.

Музей Победы на экспозиции вооружения, военной техники войн и локальных конфликтов 50-х–80-х годов ХХ столетия экспонирует уникальные самолёты уже реактивной эры отечественной авиации, которые были созданы под непосредственным руководство Павла Осиповича. Среди них - истребитель-перехватчик Су-15ТМ, истребитель-бомбардировщик Су-17М3 и легендарный штурмовик Су-25 «Грач».

#ам_дс

Вышли на государственную границу Советского Союза
Вышли на государственную границу Советского Союза

«Вы не представляете, какой был подъем в полку, когда выяснилось, что мы идем на...

26.03.2024

Страницы истории

Звание Героя Российской Федерации
Звание Героя Российской Федерации

32 года назад, 20 марта 1992 года, было установлено почетное звание «Герой Российской Федерации»...

20.03.2024

Страницы истории

Проскурово-черновицкая наступательная операция
Проскурово-черновицкая наступательная операция

Новое наступление 1-го Украинского фронта готовил его командующий генерал армии Николай Федорович Ватутин. План...

14.03.2024

Страницы истории

Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 2
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 2

К Южному Бугу части Красной армии вышли практически в походных колоннах, крупный речной рубеж...

06.03.2024

Страницы истории

Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 1
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 1

После окончания боев под Луцком и Ровно советско-германский фронт на какое-то время остановился. Немцы...

05.03.2024

Страницы истории

80-летие главных морских наград
80-летие главных морских наград

Ровно 80 лет назад, 3 марта 1944 года, специально для награждения офицеров и матросов...

03.03.2024

Страницы истории

Вышли на государственную границу Советского Союза
Страницы истории
Вышли на государственную границу Советского Союза
26.03.2024
Звание Героя Российской Федерации
Страницы истории
Звание Героя Российской Федерации
20.03.2024
Проскурово-черновицкая наступательная операция
Страницы истории
Проскурово-черновицкая наступательная операция
14.03.2024
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 2
Страницы истории
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 2
06.03.2024
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 1
Страницы истории
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 1
05.03.2024
80-летие главных морских наград
Страницы истории
80-летие главных морских наград
03.03.2024
Пушка «Данглиз-Шнейдера»: француженка на русской службе
Страницы истории
Пушка «Данглиз-Шнейдера»: француженка на русской службе
26.02.2024
Выполнили свой интернациональный долг
Страницы истории
Выполнили свой интернациональный долг
15.02.2024
Освобождение Будапешта
Страницы истории
Освобождение Будапешта
13.02.2024
Февраль 1944 года на южном фланге. Часть 2
Страницы истории
Февраль 1944 года на южном фланге. Часть 2
09.02.2024
Февраль 1944 года на южном фланге
Страницы истории
Февраль 1944 года на южном фланге
09.02.2024
Казнь юных борцов с нацизмом
Страницы истории
Казнь юных борцов с нацизмом
09.02.2024
День памяти юных антинацистов
Страницы истории
День памяти юных антинацистов
08.02.2024
День Победы на Волге
Страницы истории
День Победы на Волге
02.02.2024
Непокорённый Ленинград — 80 лет
Лента новостей
Непокорённый Ленинград — 80 лет
27.01.2024
День освобождения Освенцима
Страницы истории
День освобождения Освенцима
27.01.2024
Январь 1944 года на южном фланге. Часть 2
Лента новостей
Январь 1944 года на южном фланге. Часть 2
24.01.2024
К 80-летию снятия блокады Росгвардия вспоминает о подвигах своих предшественников
Страницы истории
К 80-летию снятия блокады Росгвардия вспоминает о подвигах своих предшественников
23.01.2024
Легендарный танк стал символом освобождения
Страницы истории
Легендарный танк стал символом освобождения
23.01.2024
Воины НКВД — первоиспытатели Дороги жизни блокадного Ленинграда
Страницы истории
Воины НКВД — первоиспытатели Дороги жизни блокадного Ленинграда
19.01.2024