Плакаты Кукрыниксов, Маяковского, Малевича и многих других отечественных художников представили в Музее Победы в рамках масштабного проекта «Окна сатиры». Экспозиция насчитывает несколько сотен экспонатов.
«Сегодня «Окна сатиры РОСТА» служат своего рода летописью социальных преобразований, происходивших в нашем государстве на сломе эпох, а также уникальным материалом для изучения современными историками и художниками. Символично и то, что спустя столетие проект «Окна сатиры» объединил ведущие музеи страны», - говорится в приветствии Министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского, которое прозвучало на открытии выставки.
Высокую общественную значимость представленных работ отметил заместитель директора Музея Победы Федор Смуглин.
«Окна РОСТА» – это фактически история советской страны, представленная в особом сатирическом жанре, который сам по себе является уникальным продуктом своего времени. Особую популярность плакаты получили в годы Великой Отечественной войны уже как «Окна ТАСС», став настоящим информационным оружием в борьбе с врагом», - подчеркнул он.
Смуглин выразил уверенность, что представленные экспонаты позволят гостям музея увидеть исторические события в совершенно новом ракурсе.
Яркие сюжеты агитационных плакатов сопровождают хлесткие и остроумные тексты Владимира Маяковского, Самуила Маршака, Василия Лебедева-Кумача, Демьяна Бедного и других.
«Эти работы – фундамент всего дальнейшего агитационного искусства, карикатуры, плаката и шаржа. Тогда, в 1920-х годах, не было полиграфии, не было станков, краски, бумаги. Поэтому художники вспомнили русский лубок, который печатался с липовых досок, но так как резать их было трудоемко, то воспользовались трафаретом. Делались плакаты – 200-300 экземпляров и уже через час-два они висели в витринах магазинов», - рассказал о производстве «Окон РОСТА» карикатурист, академик Российской академии художеств Игорь Смирнов.
Для восприятия информации нельзя мельчить, делать много деталей, всё должно быть ясно и просто, именно этого принципа придерживались авторы плакатов. По словам художника, до совершенства агитационный минимализм довел Владимир Маяковский, который придерживался тех же принципов ясности и простоты и в своем поэтическом творчестве.
Помимо плакатов времен Гражданской и Великой Отечественной войны на выставке можно увидеть лубочные картинки, рисунки периода Русско-японской и Первой мировой войн. Также на стендах представлены краски, кисти, трафареты и прочие инструменты, которые использовались для создания ярких образцов агитационного искусства.
Некоторые экспонаты, например, личные вещи Маяковского и Лили Брик впервые показали широкой публике.
Проект подготовлен в тесном сотрудничестве Музея Победы, Российского военно-исторического общества, Государственного музея В. В. Маяковского, Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации и Государственного архива Российской Федерации.
#сб