Небесный герой Заполярья

78 лет назад, 29 июня 1941 года началась битва за Заполярье. Бои на территории Мурманской области, Северной Карелии и Петсамо, на Баренцевом, Белом и Карском морях продолжались до 1 ноября 1944 года.

Перед немецким командованием стояла задача захватить единственный незамерзающий порт на севере СССР – Мурманск – и Кировскую железную дорогу, уничтожить базы Северного флота и завладеть Кольским заливом. Против Красной армии выступили три армейских корпуса – два немецких и один финский.

Одним из героев обороны Заполярья стал советский летчик Захар Сорокин. Он, подобно более известному Алексею Маресьеву, летал и воевал без обеих ступней.

Захар Сорокин встретил Великую Отечественную войну в Севастополе в составе 32-го авиаполка Черноморского флота, вскоре был направлен в Заполярье.

25 октября 1941 года во время боя в небе Заполярья Сорокин первым на Северном флоте совершил воздушный таран. Его поврежденный самолет упал в тундре рядом с подбитым им немецким самолетом, в котором было два вражеских летчика и собака. Сорокин вступил с ними в неравный бой и снова одержал победу. Истекающий кровью летчик, прополз около 70 километров. Лишь на седьмые сутки его, с обмороженными ногами, подобрали североморцы. Затем – госпиталь, ампутация ступней обеих ног.

Тяжелые испытания не сломили его волю. В марте 1943 года, будучи на протезах, Сорокин возвратился в ряды защитников Родины и продолжил летать на боевых самолетах МиГ-3, «Киттихоук» и «Аэрокобра».

О старшем лейтенанте Захаре Сорокине, летчике-истребителе без обеих ног, британский атташе сообщил английской королеве. Вскоре отважный летчик стал кавалером ордена Золотого Креста – одной из высших наград Британской империи. Военный атташе Великобритании, прибывший в Заполярье для вручения награды, сказал: «Пока в России есть такие люди, она непобедима».

К июлю 1944 года штурман 2-го гвардейского истребительного авиационного полка 6-й истребительной авиадивизии ВВС Северного флота гвардии капитан Захар Сорокин совершил 103 боевых вылета (в том числе четыре – на разведку и 10 – на сопровождение торпедоносцев и бомбардировщиков), в 19 воздушных боях сбил 11 вражеских самолетов, а также самолет знаменитого немецкого асса Р. Мюллера (на счету которого было 92 победы). В этом воздушном бою 19 апреля 1943 года в районе аэродрома Ваенга Сорокин возглавлял звено советских истребителей.

За мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами 19 августа 1944 года, гвардии капитану Захару Артемовичу Сорокину было присвоено Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

За время Великой Отечественной войны Сорокин совершил 267 успешных боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 18 самолетов противника, 12 – будучи на протезах.

После окончания войны он продолжал служить в авиации Черноморского флота. С 1956 года, находясь в отставке, активно работал в Советском комитете ветеранов войны, во Всероссийском обществе «Знание».

Став профессиональным журналистом, выпустил 15 книг. Боевой летчик посвятил свое творчество подвигам фронтовых друзей, ратной доблести советских авиаторов. До последнего дня жизни Захар Сорокин оставался в строю, принимал активное участие в военно-патриотическом воспитании молодежи.

В фондах Музея Победы хранится летная книжка гвардии капитана Сорокина Захара Артемовича, рукописный боевой листок о присвоении ему звания Героя Советского Союза, выполненный на обороте фрагмента стенгазеты 2-го гвардейского истребительного авиационного полка.

А также портрет героя времен обучения в военно-морском авиационном училище им. Сталина, групповые портреты Захара Сорокина с другими выпускниками училища и фотокопии групповых снимков лётчика с сослуживцами, в том числе с Алексеем Маресьевым.

В музейных фондах находится фрагмент газеты «Правда» со статьей о подвиге Сорокина и копии личного дела Героя Советского Союза. Все материалы были переданы в дар Музею Победы Марией Сорокиной — дочерью Захара Сорокина.

#дс