Валерий Коннов: «Каждый музей – живой организм»

Фото: РИА "Победа РФ"

Как привлечь в музей подрастающее поколение, какой запах у экспонатов и в чем заключается квинтэссенция музейного дела, рассказал в интервью агентству «Победа РФ» ученый секретарь Музея Победы Валерий Коннов.

– Изменение экспозиции можно назвать изменением истории?

– Ни в коем случае. Это может быть дополнение, освещение, уточнение истории, но не изменение.

– Почему нужно проводить обновление экспозиции?

– Жизнь не стоит на месте, развивается. Мы продолжаем находить новые исторические документы, узнавать новые факты, имеем в фондах много экспонатов, которые должны увидеть люди.

Плюс к этому общественно-политическая формация претерпевает определенные изменения, подрастает молодежь, у которой несколько иной уровень знаний, уровень восприятия информации.

– Есть способы привлечь подрастающее поколение в музей?

– Надо разрабатывать новые подходы, использовать мультимедийные средства, которые помогут заинтересовать подростков. Книги и какие-то публикации они уже не воспринимают. То, что раньше казалось само собой разумеющимся, не кажется таким современной молодежи. Система образования, система донесения взглядов и исторических мотивов несколько другая. К тому же огромное информационное поле, в котором заблудиться человеку неподготовленному легко. И нам нужно делать такие экспозиции, которые не дадут молодежи пройти мимо, как-то зацепят, вернут к истории.

Даже само отношение ко Второй мировой войне, как ее на Западе называют, к нашей Великой Отечественной войне, переоценка, которую пытаются на Западе провести, это же борьба за умы молодежи, подрастающего поколения. Нам пытаются навязать свои ценности, при этом заретушировав, убив ценности настоящие. То, что сейчас в мире происходит – санкции, несогласие с нами – зачастую это не экономические вопросы, это вопрос того, что Запад в какой-то мере не может справиться с нашими нравственными и историческими ценностями.

У нас есть уважение к предкам, своей истории, а там этого нет. И они пытаются размыть наши ценности, а это основа того, на чем стоит наше государство. И музей позволяет эти ценности сохранять и воспитывать уважение к ним.

– Как не переусердствовать с современными технологиями в музеях, в попытке заинтересовать молодежь?

– Должно быть правильное сочетание всех этих средств доведения информации и экспонатов. Люди приходят в музей посмотреть, если это возможно иногда потрогать. Вот этот настоящий экспонат, свидетельство каких-то событий – он историей пахнет. Знаете, в некоторые исторические здания заходишь – приложишь к стене руку и чувствуешь энергетику. То же самое позволяет почувствовать экспонат – он дает ощущение времени. А вот дальше, если что-то зацепило, появился интерес – разъяснения могут давать мультимедийные средства. Если музей одними копиями завалить – это неинтересно, если только мультимедийными средствами и экранами – так легче в интернете информацию найти. А вот умелое сочетание – это квинтэссенция любого музейного дела.

Мультимедийные средства никогда не были самоцелью, они должны подчеркнуть тот или иной факт, тот или иной интерес, заострить внимание.

– Как часто надо менять экспозицию?

– По мере необходимости. Появляется новая информация, какая-то другая устаревает, прежние формы подачи информации себя изживают и тогда нужно подбирать новые, чтобы идти в ногу со временем и не потерять свою аудиторию. Надо смотреть на запросы общества. И одновременно, поскольку это взаимопроникающий процесс, надо формировать эти запросы. Это постоянная динамичная работа.

– Есть ли музеи, которым чаще других надо менять экспозицию?

– Дать рецепт для всех невозможно. Каждый музей своеобразен, каждый – живой организм. Тот же самый Колизей – его же не обновляют каждый раз, видимо у всех есть свои особенности.

В целом всё зависит от того, какая ведется исследовательская работа, насколько богатые фонды. Изменение экспозиции не означает, что надо перечеркнуть то, что было. Это значит, что новую, малоизвестную часть истории надо довести до широкой общественности, дать еще один взгляд на историю, который дополняет существующие знания.

– Можно ли переусердствовать с обновлением?

– Можно, но чтобы этого не было – должны быть подготовленные научные кадры, работающие в музее, неравнодушные, которые стремятся сами развиваться и всё вокруг себя развивают. У нас в музее есть люди, которые умеют это делать.

#сб