Человек и самолёт

31 марта исполняется 125 лет со дня рождения прославленного советских авиаконструктора, трижды Героя Социалистического Труда генерал-полковника-инженера Сергея Ильюшина. 

В истории отечественной авиации его самолетам принадлежит особое место. Глубина проработки проектов, созданных под его руководством, позволяла находить новаторские и прорывные решения для своих лет.

Конструкторское бюро «Ил» за свою более чем  85-летнюю историю разработало свыше 200 и выпустило в серию более 120 типов самолетов марки «Ил».

Ощутимый вклад в победу Красной Армии в годы Великой Отечественной войны внесли легендарные штурмовики Ил–2, а также бомбардировщики Ил–4. Самолеты этих типов составляли более 30% от общего авиапарка  Военно-воздушных сил СССР в те страшные годы, когда вся страна противостояла гитлеровской Германии.  Самолёты этих типов отличала простота конструкции, технологичность производства и высокая надежность.

Еще до войны, в 1939 году, Ильюшин создал самый известный и самый массовый боевой самолет РККА – штурмовик Ил-2. Эта уникальная боевая машина сочетала хорошую управляемость, мощную броню и широкую линейку применяемых боеприпасов. С 1940 по 1945 год в заводских цехах изготовили около 36 тысяч таких штурмовиков. Благодаря своей массовости и прекрасным характеристикам самолет Ил-2 стал по-настоящему легендарной машиной, по праву считаясь одним из символов нашей Победы над фашизмом, наряду с танком Т-34 и пистолетом-пулеметом Шпагина.

На бомбардировщиках Ил-4, сконструированных под руководством Сергея Ильюшина, советские летчики в ночь на 8 августа 1941 года совершили первый налет на вражескую столицу – Берлин в ответ на воздушные атаки на Москву 22 июля. Этот удар по немецкой столице стал неожиданностью для руководства Третьего рейха. В течение месяца советские бомбардировщики совершили 10 налетов на Берлин, сбросив в общей сложности 36 тонн бомб и 34 контейнера с листовками и газетами.

В экспозиции Музея Победы под открытым небом представлены самолеты Ил-2 и Ил-4. Музейный Ил-4 был найден 25 лет назад в Приморском крае. Он был восстановлен из собственных комплектующих, найденных на месте падения, а благодаря заводскому номеру – № 17404 – удалось установить его историю.

В ноябре 1993 года бывший военный летчик Владимир Сафронов обнаружил самолет в уссурийской тайге. Он восстановил крылатую машину в память о своем отце – ветеране войны Василии Григорьевиче Сафронове. 1 октября 2005 года восстановленный самолет занял своё место в составе авиационного раздела экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы, где собрано свыше 400 образцов уникальных экспонатов всех стран-участниц Великой Отечественной и Второй мировой войн.

#ам_аг