Выставку спичечных коробков времен Великой Отечественной войны можно увидеть в Музее обороны Москвы. Она проходит под девизом «Большое в малом. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в филумении».
В экспозицию вошли коллекции московского клуба филуменистов «Сувенир» и Музея спички.
В СССР спички, как самый ходовой и массовый товар, использовались в основном как средство просвещения и наглядной агитации. По истории спичечных коробков можно проследить вехи развития страны в целом.
Причем пропагандистские миниатюры и рекламные плакаты рисовали лучшие художники СССР. Этикетки призывали покупать или использовать те или иные продукты, разводить кроликов, вкладывать деньги в сберкассу и многое другое.
В годы войны этикетки стали плакатами патриотической тематику.
В то же время были разработаны спички, приспособленные к боевым условиям. Выпускались сигнальные спички, горевших красным, зеленым или белым цветом.
Для подрывников и саперов выпускались специальные спички, которые не гасли на ветру и загорались даже отсыревшими. Спички-запалы для термитной сварки телефонно-телеграфных проводов.
Были даже спички для воспламенения жидкости в бутылках с зажигательной смесью – сообщает газета «На Западе Москвы».
После войны на этикетках рисовали портреты героев войны и пропагандировались их подвиги, а также изображались города герои и места воинской славы.
Спичечная промышленность работает и сейчас, выпуская подарочные наборы.
Филумения – коллекционирование, изучение, систематизация спичечных этикеток, коробков, спичек остается одной из самых старейших видов коллекционирования.
#гх