Первая героиня

Первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза, стала советская летчица Валентина Гризодубова. Она родилась 110 лет назад в семье авиационного конструктора и родоначальника советского авиапланеризма Степана Гризодубова. Долгое время днем ее появления на свет считалось 31 января. Сейчас историки официально считают днем ее рождения другую дату – 14 апреля.

Уже в два года девочка первый раз поднялась в воздух нас самолете, привязанная к отцу ремнями. В 14 – впервые летала на планере.

Осенью 1928 года учась в Харьковском технологическом институте, была зачислена в городской Центральный аэроклуб, который закончила через три месяца. Сразу же поступила в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа, а в 1929 году – Пензенскую школу лётчиков-инструкторов.

В итоге после окончания обучения Валентина Гризодубова стала лётчиком агитэскадрильи имени Максима Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве.

30-е годы прошлого столетия для молодой советской авиации стали десятилетием рекордов – летчики будто пробовали свои силы и возможности техники. Осенью 1937 года Гризодубова впишет свое имя в список рекордсменов, установив самые высокие показатели по скорости, дальности полёта и высоте.

Через год Валентина Гризодубова возглавит первый женский экипаж в составе Марины Расковой и Полины Осипенко. Девушки установили мировой рекорд среди женщин по беспосадочному перелету почти в 7 тысяч километров из Москвы на Дальний Восток на самолете АНТ-37 «Родина».

Полёт проходил очень трудно. После Урала прервалась радиосвязь с землёй и ухудшилась погода, что крайне затрудняло ориентирование на местности, поэтому экипаж ввёл машину по приборам интуитивно. Когда бензина осталось на полчаса, Гризодубова посадила машину в тайге. Все три лётчицы выжили м были отмечены Золотыми Звездами.

В годы Великой Отечественной войны Валентина Степановна командовала 101 авиационным полком авиации дальнего действия. На самолётах Ли-2 выполняла вылеты по бомбардировке важных вражеских объектов, по доставке боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами в немецком тылу.

После войны возглавляла ряд научно-исследовательских институтов, специализирующихся на разработке и производстве различного авиационного оборудования для Военно-воздушных сил и гражданской авиации Советского Союза. Ее раббота была высоко оценена Рожиной – в 1986 году Гризодубова удостоена звания Героя Социалистического труда.

В фондах Музея Победы хранится уникальная картина. С неё на нас смотрят три улыбчивые и одухотворённые молодые девушки, которые стоят на фоне самолёта с собственным именем «Родина» – это и есть женский экипаж героинь: Гризодубова, Осипенко, Раскова. Кроме того, в фондах музея имеется переданный в дар музею Клубом военачальников Российской Федерации бюст Валентины Степановны.

#ам