Военная труба

14 января в России отмечают профессиональный праздник трубопроводные войска Вооруженных Сил России.

В начале ХХ века рост потребности войск в нефтепродуктах поставил горючее в разряд важнейших видов материальных средств, непосредственно влияющих на ход и исход боевых действий. Одновременно с этим всё больше стал проявляться дефицит транспортных возможностей по подаче топлива войскам.

Наиболее оптимальным вариантом было признано создание сетевых полевых трубопроводов.

В СССР к середине 1930-х годов были созданы первые модели сборно-разборных полевых трубопроводов, предназначенных для использования частями материально-технического обеспечения. Новое оборудование показало себя в ходе конфликтов на Дальнем Востоке –  во время боёв у озера Хасан и у реки Халхин-Гол.

К началу Великой Отечественной войны насчитывалось свыше 4500 км «военных» магистральных трубопроводов общей производительностью около 8 млн. тонн мазута в год.

Уже на третьем месяце войны особенно тяжёлое положение с обеспечением войск горючим сложилось на Ленинградском фронте. Топливо в осаждённый Ленинград доставляли через Ладожское озеро наливными баржами, но этих объёмов не хватало.

В апреле 1942 года было принято решение о прокладке трубопровода по дну Ладожского озера. Нигде в мире такие работы не проводились. Работы проводились в непосредственной близости от противника под непрерывным огнём. Уникальный нефтепровод был построен за 43 дня. По нему перекачивались последовательно четыре сорта горючего: автомобильный бензин, лигроин, керосин и дизельное топливо.

В годы Великой Отечественной войны начали формироваться первые регулярные трубопроводные части. В составе Красной Армии были сформированы четыре батальона перекачки горючего, батальон охраны трассы трубопровода и мастерская по строительству металлических резервуаров. Формирование 111, 112, 113, 114-го батальонов перекачки горючего и других подразделений началось на 450-й базе хранения горючего в сентябре 1944 года в районе города Наро-Фоминск Московской области.

Созданные официально по указу министра обороны СССР маршала Александра Василевского 14 января 1952 года трубопроводные войска сыграли одну из ключевых ролей и начавшейся в декабре 1979 года войне в Афганистане. Уже в начале 1980 года они начали строительство магистралей для доставки горючего в части, действующие на афганской территории. Первые линии были введены в эксплуатацию уже в феврале 80-го. В связи с особыми рисками для бензовозов трубопроводы стали основным средством доставки горюче-смазочных материалов: за годы конфликта по трубам было доставлено около 80% топлива.

Возможность быстрого развертывания трубопроводов для доставки различных жидкостей позволила трубопроводным войскам работать не только в интересах вооруженных сил. Войска неоднократно принимали участие в ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.

Несколько раз магистральные трубопроводы использовались для подачи воды к местам крупных лесных пожаров. После землетрясения в Спитаке 7 декабря 1988 года именно трубопроводные войска организовали подачу воды для хозяйственно-бытовых и иных нужд.

Двумя годами ранее во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС проложенные трубопроводы позволили доставлять к месту работ чистую воду без радиоактивного загрязнения.

В наши дни трубопроводные войска регулярно участвуют во всех крупных армейских учениях и являются неотъемлемой частью военно-инженерных соединений сухопутных войск Российской армии.

#ам