Иван Засурский: «Патриотизм – это не слепая любовь»

Фото: save.icr.su

Почему патриотизм можно сравнить с отношениями в паре, и как привлечь молодежь к изучению истории рассказал агентству “Победа РФ” заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иван Засурский.

– Как вы считаете – надо использовать современные технологии для воспитания патриотизма?

– Мне кажется – безусловно надо. Все произведения, у которых заканчивается срок охраны имущественных прав – личные письма, фотографии героев, воспоминания – всё, связанное с войной должно быть в открытом доступе. И нужно поощрять, чтобы люди обращались к этому, исследовали эти истории, разбирались – как было на самом деле. Это дает больше для воспитания и патриотизма. Потому что патриотизм с моей точки зрения – это не слепая любовь, это не первое свидание. Патриотизм – это когда ты с кем-то живешь и знаешь достоинства и недостатки.

– Мало дать доступ к информации, надо же еще как-то привлечь молодежь к изучению этого наследия?

– Самое лучшее для этого – академические конкурсы по изучению и по сбору исторических фактов, ориентированные на студентов и старших школьников. У людей есть семейные истории, у кого-то остались дневники, у кого-то осталась какая-то военная литература, которой уже не найти в библиотеках.

Я не думаю, что у такого конкурса должен быть большой бюджет – достаточно призового фонда в размере 10 миллионов в год. Тут очень важно стимулировать молодых людей, чтобы они обратили внимание на конкретное глубокое изучение тех или иных ситуаций.

При этом очень важно, чтобы всё было в открытом доступе – конкурсы, обсуждения, опубликованные исследования.

– Не превратится это всё в слова? Музеи гордятся тем, что они хранят неоспоримые раритеты. Вот, грубо говоря, есть среди экспонатов челюсть Гитлера…

– А откуда вы узнаете, что она есть в музее? Именно для этого история должна обсуждаться, должно существовать целое сообщество. Всё равно «цыганский телеграф» приведет всех в музей. А как его запустить? Нужно проводить проекты, связанные с изучением информации. И в этом контексте все всё узнают.

#сб