В столице Татарстана из 17 разбившихся в годы Великой Отечественной войны пикирующих бомбардировщиков Пе-2 соберут один.
«Проект у нас называется “Крылья Татарстана” – это реставрация самолета Пе-2, – рассказал один из инициаторов проекта – председатель Совета региональной общественной молодежной организации «Объединение “Отечество”» РТ Александр Коноплев. – И мы решили, так как в Казани не сохранилось ни одного такого исторического экземпляра, отреставрировать из запчастей, найденных в наших поисковых экспедициях, один самолет».
В военные годы в Казани было собрано 10,5 тысячи таких самолетов. Восстановленный пикирующий бомбардировщик станет реальным воплощением памяти о самоотверженном труде авиастроителей республики, уверены поисковики.
«Обычно делают истребители: Ил-2, Як собирают. А у нас в Татарстане собирался самолет Пе-2, и мы решили, почему бы не заняться этим делом», – поделился Коноплев, – и мысль была именно создать не новодел, а пусть и не летающую, но машину с боевой историей. Даже не одного экипажа, а нескольких. Потому как найти Пе-2 в достаточно неплохом состоянии практически нереально. Их на всю Россию осталось три».
В этом году поисковики побывали на местах крушения 11 самолетов Пе-2. Те фрагменты, которые уцелели, и подойдут для реставрационных работ вывезли и доставили в Казань. «Сейчас идет процесс консервации, процесс разборки, процессы по переборке моторов. Один мотор уже практически отреставрирован», – поделился инициатор проекта Илья Прокофьев.
Еще одна сложность, по словам реконструкторов, в том, что они так и не смогли найти чертежи самолета, сообщает «Татар-Информ».
«Поэтому приходится разбирать запчасти, смотреть, как тут устроено, и уже на основании того делать запчасти, которые нам нужны для реставрации. На заводах чертежей нет. На нашем в 70-х годах был пожар – залили все эти чертежи. На Иркутском заводе все это в микрофильмы перевели, чертежи уничтожили, микрофильмы передали в какое-то НИИ, а НИИ теперь нет. В архивах продолжаем искать», – рассказал Коноплев.
Пока поисковикам удалось договориться с музеями, где выставлены реальные Пе-2, о том, что их не просто подпустят к машинам, а позволят внимательно изучить, сделать снимки интересующих узлов и деталей, точек крепления и прочее. Это должно помочь при реконструкции.
Из деталей у поисковиков уже есть две восстановленные стойки шасси, два отлично сохранившихся колеса. Одна шина с самолета Героя Советского Союза Алексея Анохина, вторая от Пе-2, которым управлял Герой Советского Союза Иван Завражнов. Есть уцелевшие лонжероны, моторамы, кресла пилотов, лопасти винтов и т.д. «Процентов восемьдесят, мы надеемся, будет все родное с самолетов», – заявил Александр Коноплев.
С недостающими частями самолета энтузиастам готовы помочь 16-й и 22-й казанские заводы, на которых ранее собирались такие бомбардировщики. Один выпускал моторы, а второй строил сами машины.
Предполагается, что восстановленный самолет разместят либо в кремле, либо в Национальном музее Татарстана.
#сб_аг