О правдивости художественных фильмов о войне, об интересе к фронтовой кинохронике и о будущих сенсациях говорит в интервью агентству «Победа РФ» заместитель директора Российского государственного архива кинофотодокументов по организационным вопросам и связям с общественностью Римма Моисеева.
- Какую роль играют художественные фильмы о войне в восприятии истории?
- Хорошо, что кинематограф поднимает историческую тему. Роль «картинки» в настоящее время возрастает, потому что молодежь, к сожалению, перестала читать. Молодые люди получает информацию из других источников. Мы уже не научим их читать, это отмечал еще наш академик Сигурд Оттович Шмидт – глаза по-другому у молодежи устроены. Поэтому очень возрастает роль картинки.
Когда молодые люди смотрят документальное кино, художественные фильмы исторической направленности – это очень хорошо. Хотя бы через это они узнают кто такой князь Владимир, или какие потери были в Сталинградской битве.
Другое дело, что любой создатель художественного произведения имеет право на вымысел - это очевидно. Но представители молодого поколения это принимают за истину, и когда они смотрят фильмы – думают, что было именно так. А на самом-то деле было немного иначе. Но обвинять создателей фильмов в этом тоже нельзя, потому что это их художественное видение того или иного события. Поэтому конечно хотелось бы, чтобы больше молодежи проявляло интерес к первоисточникам.
- Насколько такие фильмы достоверны?
- Вы знаете – многие режиссеры приходят к нам и долго работают для того, чтобы создать художественный фильм. Работают в читальном зале, чтобы почувствовать эпоху, увидеть костюмы. Понимаете – люди, которые жили в первой половине 20 века, они совсем не такие, как сейчас. Конечно, у нас одни гены, но они по-другому двигались, по-другому одевались, иначе приветствовали друг друга. Даже ручку держали не так – у них ведь еще не было шариковых. По телефону разговаривали иначе. И хорошие режиссеры всё это изучают.
Но есть фильмы, где однозначно видно, что современную девушку или современного юношу одели в одежду, которую носили несколько десятилетий назад и вот он играет. Но хочется, как Станиславский воскликнуть «Не верю!».
- У вас в архивах есть документальные кадры, чувствуете ли разницу между ними и художественными кинолентами, может чему-то удивляетесь?
- Вы знаете, мы не удивляемся – мы веселимся. Издержки нашей профессии, именно сотрудников нашего архива в том, что мы не можем нормально фильмы смотреть. Сразу начинаем покадрово разбирать видеоряд. И нам очень обидно, потому что мы хотим смотреть кино, как рядовой зритель, но не получается.
- Сейчас в постановочных кинофильмах часто используются кадры видеохроники. Есть ли такие, которые никогда не видел широкий зритель?
- Активно используется порядка половины документов нашего фонда. К сожалению, сейчас такая тенденция, наверное, вульгарно выскажусь, - хватать по верхам. То есть к нам приходят в читальный зал и говорят – нам нужно быстрее, нам нужно позавчера, у нас завтра эфир, что у вас есть по этой теме? Пожалуйста, у нас есть это и вот это, но есть еще и редкие документы. А в ответ слышим, что им некогда разбираться и возьмут проверенные временем кадры.
Я вам так скажу - любой архив ждет пытливого человека. Перфекциониста, человека, который докапывается до сути. Расскажу вам историю - в одном из архивов один из фондов ни разу не использовался в течение двухсот лет, и когда к нему кто-то из историков обратился – это стало мировой сенсацией.
- А есть ли шансы на такие сенсации в наше время?
- В данном случае дело не за архивистами, а за исследователями архивных материалов. То, что не используется, обладает не меньшей ценностью, чем то, что широко используется. И что, замечу, находится в открытом доступе. Исследователи должны обладать пылким аналитическим умом и хорошим историческим чутьем.
Обещаю - нас еще ждут потрясающие кадры и открытия в плане монтажа. Ждут блестящие публикации и статьи, потому что у нас богатейшие архивы и нужны исследователи, которые эти материалы разнопланово смогут представлять людям. Впереди у нас еще очень много интересного.
#сб_аг