Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Римма Моисеева: «У нас возникает много вопросов к фильмам о войне»

36

О правдивости художественных фильмов о войне, об интересе к фронтовой кинохронике и о будущих сенсациях говорит в интервью агентству «Победа РФ» заместитель директора Российского государственного архива кинофотодокументов по организационным вопросам и связям с общественностью Римма Моисеева.

- Какую роль играют художественные фильмы о войне в восприятии истории?

- Хорошо, что кинематограф поднимает историческую тему. Роль «картинки» в настоящее время возрастает, потому что молодежь, к сожалению, перестала читать. Молодые люди получает информацию из других источников. Мы уже не научим их читать, это отмечал еще наш академик Сигурд Оттович Шмидт – глаза по-другому у молодежи устроены. Поэтому очень возрастает роль картинки.

Когда молодые люди смотрят документальное кино, художественные фильмы исторической направленности – это очень хорошо. Хотя бы через это они узнают кто такой князь Владимир, или какие потери были в Сталинградской битве.

Другое дело, что любой создатель художественного произведения имеет право на вымысел - это очевидно. Но представители молодого поколения это принимают за истину, и когда они смотрят фильмы – думают, что было именно так. А на самом-то деле было немного иначе. Но обвинять создателей фильмов в этом тоже нельзя, потому что это их художественное видение того или иного события. Поэтому конечно хотелось бы, чтобы больше молодежи проявляло интерес к первоисточникам.

- Насколько такие фильмы достоверны?

- Вы знаете – многие режиссеры приходят к нам и долго работают для того, чтобы создать художественный фильм. Работают в читальном зале, чтобы почувствовать эпоху, увидеть костюмы. Понимаете – люди, которые жили в первой половине 20 века, они совсем не такие, как сейчас. Конечно, у нас одни гены, но они по-другому двигались, по-другому одевались, иначе приветствовали друг друга. Даже ручку держали не так – у них ведь еще не было шариковых. По телефону разговаривали иначе. И хорошие режиссеры всё это изучают.

Но есть фильмы, где однозначно видно, что современную девушку или современного юношу одели в одежду, которую носили несколько десятилетий назад и вот он играет. Но хочется, как Станиславский воскликнуть «Не верю!».

- У вас в архивах есть документальные кадры, чувствуете ли разницу между ними и художественными кинолентами, может чему-то удивляетесь?

- Вы знаете, мы не удивляемся – мы веселимся. Издержки нашей профессии, именно сотрудников нашего архива в том, что мы не можем нормально фильмы смотреть. Сразу начинаем покадрово разбирать видеоряд. И нам очень обидно, потому что мы хотим смотреть кино, как рядовой зритель, но не получается.

- Сейчас в постановочных кинофильмах часто используются кадры видеохроники. Есть ли такие, которые никогда не видел широкий зритель?

- Активно используется порядка половины документов нашего фонда. К сожалению, сейчас такая тенденция, наверное, вульгарно выскажусь, - хватать по верхам. То есть к нам приходят в читальный зал и говорят – нам нужно быстрее, нам нужно позавчера, у нас завтра эфир, что у вас есть по этой теме? Пожалуйста, у нас есть это и вот это, но есть еще и редкие документы. А в ответ слышим, что им некогда разбираться и возьмут проверенные временем кадры.

Я вам так скажу - любой архив ждет пытливого человека. Перфекциониста, человека, который докапывается до сути. Расскажу вам историю - в одном из архивов один из фондов ни разу не использовался в течение двухсот лет, и когда к нему кто-то из историков обратился – это стало мировой сенсацией.

- А есть ли шансы на такие сенсации в наше время?

- В данном случае дело не за архивистами, а за исследователями архивных материалов. То, что не используется, обладает не меньшей ценностью, чем то, что широко используется. И что, замечу, находится в открытом доступе. Исследователи должны обладать пылким аналитическим умом и хорошим историческим чутьем.

Обещаю - нас еще ждут потрясающие кадры и открытия в плане монтажа. Ждут блестящие публикации и статьи, потому что у нас богатейшие архивы и нужны исследователи, которые эти материалы разнопланово смогут представлять людям. Впереди у нас еще очень много интересного.

#сб_аг

Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»
Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»

Заведующая Ржевским филиалом Музея Победы Марина Копаева в интервью РИА «Победа РФ» рассказал о...

28.03.2024

Лента новостей

Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»
Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»

Музыкальный руководитель проекта «Главные детские песни», заслуженный работник культуры РФ, композитор, продюсер, лауреат премии...

27.03.2024

Точка зрения

Александр Дьяконов: «Главная задача ветеранов — общение с молодежью»
Александр Дьяконов: «Главная задача ветеранов — общение с молодежью»

Ветеран военной службы, в прошлом заместитель командующего Северным флотом по воспитательной работе контр-адмирал Александр...

20.03.2024

Точка зрения

Агния Шагдурова: «Музей Победы — это больше, чем музей»
Агния Шагдурова: «Музей Победы — это больше, чем музей»

Участница курсов повышения квалификации «Стратегия управления музеем в современном мире» Академии Музея Победы, директор...

19.03.2024

Точка зрения

Сергей Липовой: «У каждого поколения своя война»
Сергей Липовой: «У каждого поколения своя война»

Военный летчик, генерал-майор, Герой России, участник Афганской, первой и второй чеченских войн, а также...

18.03.2024

Точка зрения

Андрей Широков: «Истинная история начинается с семьи»
Андрей Широков: «Истинная история начинается с семьи»

Андрей Широков — руководитель проекта Музея Победы «Лица Победы», который был признан лучшим просветительским проектом...

27.02.2024

Лица Победы

Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»
Лента новостей
Марина Копаева: «Культура и образование должны идти рука об руку»
28.03.2024
Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»
Точка зрения
Виталий Осошник: «Проект «Главные детские песни» стал народным»
27.03.2024
Александр Дьяконов: «Главная задача ветеранов — общение с молодежью»
Точка зрения
Александр Дьяконов: «Главная задача ветеранов — общение с молодежью»
20.03.2024
Агния Шагдурова: «Музей Победы — это больше, чем музей»
Точка зрения
Агния Шагдурова: «Музей Победы — это больше, чем музей»
19.03.2024
Сергей Липовой: «У каждого поколения своя война»
Точка зрения
Сергей Липовой: «У каждого поколения своя война»
18.03.2024
Андрей Широков: «Истинная история начинается с семьи»
Лица Победы
Андрей Широков: «Истинная история начинается с семьи»
27.02.2024
Ксения Алешина: «Считаю своим долгом сохранять память о героях»
Точка зрения
Ксения Алешина: «Считаю своим долгом сохранять память о героях»
21.02.2024
Михаил Кузнецов: «После рассказов деда о службе я не мыслил свою жизнь вне армии»
Точка зрения
Михаил Кузнецов: «После рассказов деда о службе я не мыслил свою жизнь вне армии»
14.02.2024
Даурен Абаев: «Победа — символ нашего исторического единства»
Точка зрения
Даурен Абаев: «Победа — символ нашего исторического единства»
06.02.2024
Ирина Хрулёва: «Предлагаю создать «Ассоциацию городов трудовой доблести» под эгидой Музея Победы»
Точка зрения
Ирина Хрулёва: «Предлагаю создать «Ассоциацию городов трудовой доблести» под эгидой Музея Победы»
05.02.2024
Любовь Емельянова: «Для меня было честью рассказать о бабушке в Музее Победы»
Точка зрения
Любовь Емельянова: «Для меня было честью рассказать о бабушке в Музее Победы»
01.02.2024
Эдуард Кудрявцев: «Память о бойцах-авроровцах бабушка пронесла через всю жизнь»
Точка зрения
Эдуард Кудрявцев: «Память о бойцах-авроровцах бабушка пронесла через всю жизнь»
31.01.2024
Сергей Корсаков: «В народное ополчение записались почти все сотрудники Института философии»
Точка зрения
Сергей Корсаков: «В народное ополчение записались почти все сотрудники Института философии»
25.01.2024
Зинаида Алексеева: «В блокаду погибла вся моя семья»
Точка зрения
Зинаида Алексеева: «В блокаду погибла вся моя семья»
17.01.2024
Зоя Сильванская: «Мечтала, хоть бы лето наступило, хоть бы травки поесть»
Точка зрения
Зоя Сильванская: «Мечтала, хоть бы лето наступило, хоть бы травки поесть»
16.01.2024
Мая Кузьмина: «Мы всегда верили в Победу! И сейчас мы верим! И она будет»
Точка зрения
Мая Кузьмина: «Мы всегда верили в Победу! И сейчас мы верим! И она будет»
15.01.2024
Марина Жданович: «На фронте шоколад был напоминанием о семье, мирной жизни, детстве и доме»
Точка зрения
Марина Жданович: «На фронте шоколад был напоминанием о семье, мирной жизни, детстве и доме»
28.12.2023
Ирина Булдашова: «Юных музейщиков нужно поощрять»
Точка зрения
Ирина Булдашова: «Юных музейщиков нужно поощрять»
21.12.2023
Елизавета Солонинченкова: «Работа на «Ёлках Победы» — наш подарок детям»
Точка зрения
Елизавета Солонинченкова: «Работа на «Ёлках Победы» — наш подарок детям»
15.12.2023
Александра Павкина: «Для наших защитников мы шьем с любовью»
Точка зрения
Александра Павкина: «Для наших защитников мы шьем с любовью»
12.12.2023